РИГА, 25 мая — Sputnik. Щедрость латвийского кабмина в отношении авиакомпании airBaltic на несколько порядков превосходит помощь, которую своим национальным перевозчикам выделили правительства других европейских стран. Почему авиакомпания получила столько денег и насколько адекватна такая поддержка – анализирует депутат Сейма Вячеслав Домбровский.
Он напомнил, что правительство "за одно заседание, в полной секретности и молчании, в обход Сейма" приняло решение о вливании 280 миллионов евро в airBaltic. Это вызвало вопросы у оппозиционных депутатов, в первую очередь об объеме поддержки.
"Да, по авиакомпаниям кризис нанес сильный удар, и многие правительства оказали поддержку. Оценим щедрость поддержки относительно годовых доходов компании. Так, airBaltic получила помощь от налогоплательщиков в размере более чем половины (56%) от доходов в 2019 году, – пишет Домбровский на своей странице в Facebook.
- В Германии ведутся переговоры о помощи Lufthansa в размере 9 миллиардов евро, или 25% от доходов в 2019-м. Причем правительство выдвигает ряд жестких требований - включая покупку новых самолетов Airbus (их производят в Гамбурге).
Франция - помощь в размере 7 миллиардов евро для AirFrance, что составляет почти 44% от доходов компании! Вот только помощь эта - совсем не гранты, а займы и кредитные гарантии. То есть деньги придется вернуть налогоплательщикам.
British Airways пока получил всего 300 миллионов фунтов, или 2% от своих годовых доходов.
Американская Delta получила всего 5,4 миллиарда долларов, причем 1,6 миллиарда - кредит, а остальные средства пойдут конкретно на зарплаты сотрудникам. Общий размер помощи - 11% от доходов.
Похоже, что скандинавская SAS получила помощь в виде кредитов (не грантов!) в размере 7% от годовых доходов".
Он отмечает, что щедрость латвийского правительства в отношении airBaltic на несколько порядков превосходит ту помощь, которая представляется другим авиакомпаниям.
"Чем объясняется подобная щедрость? У меня складывается впечатление, что министр сообщения Линкайтис очень хочет создать "историю успеха" с airBaltic, чтобы отвлечь внимание от своего полного провала в транзитной отрасли, где обороты упали почти вполовину. И весь серьезный транзитный бизнес, по сути, отдается литовцам", - пишет Домбровский.
Ранее глава Минсообщения Латвии Талис Линкайтс заявил, что в секторе наземных грузоперевозок трудные времена, спад на железной дороге начался еще в прошлом году из-за переориентации Россией энергетических грузов на собственные порты. Кризис, вызванный пандемией COVID-19, еще больше осложнил положение. По его словам, прежних объемов российского угля латвийский транзит больше не увидит, и на замещение их китайскими тоже надеяться не стоит.
"Исторически мы получали несколько поездов с грузами из Китая — но это было, скорее, показательное выступление. Я больше надеюсь на грузы, которые идут через логистический центр Беларуси "Большой камень", а оттуда — в сторону Скандинавии (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания). Мы работаем над тем, чтобы эти грузы направлялись через Латвию. Это более реальная возможность, чем ждать грузов напрямую из Китая. (…) Если посмотреть на карту, мы не находимся на пути движения этих грузов в Европу. В основном они идут через Беларусь и Польшу, нет логики в том, чтобы они шли напрямую через Латвию. Мы работаем над тем, чтобы отдельные составы грузов шли в Латвию, но, если посмотреть на статистику, они никак не могут компенсировать то большое количество грузов, которое шло из России. Уголь… В таком объеме, конечно, таких грузов не будет", — отметил Линкайтс.
Министр заявил, что Эстония — морское государство, в Литве конкурентоспособная железная дорога, а Латвия — это узел авиации, поэтому государство и выделило такую большую финансовую помощь компании airBaltic.
"Авиация — наше все. Если смотреть на распределение между балтийскими странами, то можно говорить, что Эстония — морское государство, там есть большое пассажирское предприятие паромного сообщения на Балтике — Tallink. У Литвы более конкурентоспособная железная дорога. Латвия является узлом авиации, аirBaltic работает не только в балтийских странах, но и на других направлениях, с хорошим новым флотом и меньшими издержками. Мы заинтересованы, чтобы и авиакомпания, и все предприятия вокруг нее работали после кризиса в том же направлении", —сказал Линкайтс.