РИГА, 12 мая — Sputnik, Дмитрий Олейников. Девятое мая стало поводом для выяснения отношений на коалиционном совете – Новая консервативная партия намерена приложить максимум усилий, чтобы выставить в невыгодном свете своих коллег из KPV LV, под чьим контролем находится пост министра внутренних дел.
Похоже на то, что с отступлением угрозы COVID-19 коалиционные партии постепенно переходят в рутинный режим работы. Пандемия коронавируса на время сгладила разногласия в коалиции, но, судя по всему, со смягчением карантинных мероприятий все возвращается на круги своя.
Уволить неугодных
На заседании в понедельник, 11 мая, в топе вопросов, обсуждаемых на коалиционном совете, оказались сразу два явно политических. Во-первых, Новая консервативная партия сумела-таки довести до заседания правительства поправки к закону о высших школах. Министр юстиции Янис Борданс, выступая от имени НКП, отметил, что поправки необходимы, чтобы сделать процедуру управления вузами более прозрачной, более эффективной. По его мнению, изменения в работе вузов позволят улучшить уровень образования и сделать латвийские вузы более конкурентоспособными.
Как здесь не вспомнить судебный процесс, который именно сейчас происходит в Конституционном суде - оспаривается норма, заставляющая частные вузы отказаться от образования на любом другом языке, кроме государственного, латышского, с некоторой долей "официальных языков стран - членов ЕС.
Эксперты уже объяснили, что из-за таких законодательных требований латвийские частные вузы окажутся неконкурентоспособными, потеряют студентов, а бюджет – налоговые поступления. Доля вузов в народном хозяйстве Латвии оценивается в более чем 130 миллионов евро ежегодно, и есть риск частичной или полной потери этих денег. Дополним: для двух частных вузов в законе сделаны персонифицированные и ничем не обоснованные исключения – им можно учить студентов на английском.
В этом случае министр Борданс никаких нарушений норм конкуренции не видит. Так что по результатам его заявления после заседания коалиционного совета можно сделать вывод о том, что истинной целью поправок в закон о высших школах является очередная попытка НКП уволить из крупнейших государственных вузов неугодных себе и назначить туда "правильных" руководителей.
Напомним, последний скандал с вузами состоялся в конце лета прошлого года. Тогда из-за действий министра образования и науки Илги Шуплински Латвийский университет на 1 сентября остался без руководства. Правда, решение министра было оспорено в суде, а налогоплательщикам пришлось оплачивать судебные издержки. Очевидно, сейчас происходит попытка номер два.
Лояльные оказались потерпевшими?
Второе, но не менее яркое решение, принятое на коалиционном совете, принадлежит все тем же "новым консерваторам". Их представитель во главе комиссии Сейма по обороне, внутренним делам и борьбе с коррупцией Юрис Ранцанс намерен вызвать на ковер руководителей МВД и Госполиции и потребовать от них отчета по поводу действий полиции 9 мая.
Каково отношение министра юстиции от НКП Яниса Борданса к праздничной дате, можно понять из следующей его цитаты: "… Один из обсуждаемых нами вопросов вызвал некоторые волнения в обществе 9 мая. Я думаю, что многие рижане оказались вовлечены в это, особенно те, кто живет в Пардаугаве. На площади Победы Латвии, где построены памятники времен оккупации, собирались в этот день люди, которые не соблюдали законные требования правительства".
Представителей НКП заинтересовало, по какому поводу возле памятников собирались люди с нарушением требований социальной дистанции (причем, согласно статистике полиции, за весь день в Риге было составлено 24 административных протокола за нарушение дистанции) и какова степень ответственность МВД и Госполиции.
Если в случае с Ригой, политики, возможно, ограничатся получением разъяснений от представителей полиции, то в случае с Даугавпилсом политики, возможно, потребуют отставки руководства муниципальной полиции, которая, по мнению Минюста, в этот день не наказывала нарушителей закона, а фактически их защищала.
Главный удар на себя придется принять главе министерства внутренних дел Сандису Гиргенсу. Премьер-министр Кариньш уже выслушал устный ответ Гиргенса по поводу действий полиции 9 мая, но пока не намерен занимать какую-то внятную позицию: "Воздержусь оценивать, пока не будет письменных пояснений (от МВД) с дополнительной информацией".
"У людей возникают вопросы о справедливости: 4 мая мы не собирались и дисциплинированно не могли праздновать, а 9 мая у нас разве какой-то исключительный день? Это несправедливо. Не стоит делать лояльных государству людей потерпевшими каждое 9 мая", - заявил премьер.
Ход мыслей премьера также понятен, как и точка зрения политиков из Национального объединения. Вот что заявил председатель партии Райвис Дзинтарс: "То, что видела большая часть латвийского общества, было позорно! Представители государства, стражи порядка, наблюдали, как нарушаются нормы законов, которые соблюдались неделя за неделей. Мы видим, что было сделано исключение…"
Глава МВД Латвии Сандис Гиргенс отвергает упреки в плохом организации мероприятия 9 мая в парке Победы. В своем заявлении для СМИ министр заявил: "Распоряжение правительства о провозглашении чрезвычайной ситуации не ограничивает право людей индивидуально посещать любое памятное место, с соблюдением требований дистанцирования. Распоряжение не разделяет людей по национальности, не делит на тех, кому можно возлагать цветы, а кому – нельзя…"
Председатель фракции KPV LV в Сейме Атис Закатистов не скрывает серьезных разногласий в коалиции. По его мнению, это связано с решениями по вопросу чрезвычайной ситуации. Правительству еще предстоит разработать и принять пакет экономических мер по выходу из кризиса, но пока сложно сказать, когда можно ожидать появления этих инициатив.
При этом в парламенте продолжают циркулировать слухи о том, что правительственный кризис вполне возможен.