РИГА, 8 мая — Sputnik. Пандемия COVID-19 внесла изменения в привычный уклад жизни латвийцев - боязнь заразиться в общественном транспорте привела к повышенному спросу на альтернативные методы передвижения по городу. Электросамокатами и байками сейчас уже никого не удивить, но самым бюджетным и традиционным по-прежнему остается велосипед.
Возможно, что свою роль также сыграла сухая и ясная погода, которая стоит в Латвии уже не первый день. Таким образом, обычное открытие сезона для любителей всего двухколесного совпало с новой реальностью, в которой желающих толкаться в общественном транспорте становится все меньше.
Причем, судя по всему, ажиотаж наблюдается именно в небольших веломастерских-магазинчиках - жители активно реанимируют своих стальных коней или ищут возможность купить недорогие и бывшие в употреблении велосипеды. Покупку нового велосипеда в нынешней ситуации, увы, позволить себе может далеко не каждый.
Так, автор этих строк застрял в настоящей очереди, забежав в небольшую веломастерскую, расположенную неподалеку от центра Риги. В топе запросов у клиентов - переборка втулки колеса, подкачка колес и покупка подержанного велосипеда. Работник веломастерской пожаловался, что работы у них сейчас действительно очень много, а пик посетителей приходится на вторую половину дня.
Связан ли велосипедный бум с традиционным открытием сезона или нежеланием толкаться в общественном транспорте, однозначно сейчас сказать сложно. Ясно одно - кризис в связи с пандемией COVID-19 велосипедный бизнес если и ощущает, то слабее остальных отраслей.
Аналогичный бум на велосипеды сейчас наблюдается и в других странах мира. Латышская эмигрантка из Великобритании сообщает, что многие местные жители вернулись к езде на двухколесном коне, спустя 10-15 лет.
"Вряд ли в Риге такое тоже? В Великобритании резко возрос спрос на велосипеды. Спрос увеличился в десятикратном размере. Многие начали ездить на велосипеде после перерыва в 10-15 лет. 61 процент боится пользоваться общественным транспортом", - пишет Сандра Ружа, прикладывая ссылку на источник.
Diez Rīgā arī? Lielbritānijā ļoti strauji audzis pieprasījums pēc riteņiem. Pasūtījumu skaits desmitkāršojies. Daudzi atsākt braukt ar riteni pēc 10-15 g. pātraukuma. 61% bail lietot sab.transp. https://t.co/tIlXg0Td6k
— Sandra Ruža (@Ruza_Sandra) May 7, 2020
Однако в комментариях автору указывают, что в Риге наблюдается похожая тенденция.
"Я в своем возрасте купила велосипед. И как я теперь чувствую дефицит велодорожек в Риге! Нигде такого безобразия нет", - делится мнением некая Сандра Бриеде.
Es savā vecumā iegādājos velosipēdu. Un kā es tagad izjūtu veloceliņu trūkumu Rīgā! Nekur tik briesmīgi nav.
— Sandra Briede (@BriedeBriede) May 7, 2020
"Отвезла свой велосипед в сервис, там парни сказали, что вирус на них не повлиял. Если хочешь полное обслуживание велосипеда, то придется ждать как минимум две недели. Спрос есть", - подтверждает Аустра Аузиня.
Aizvedu savu velo uz servisu, kur puiši teica, ka covid viņus neietekmē. Ja grib velo uztaisīt pilnu apkopi, jāgaida vismaz 2 nedēļas. Pieprasījums ir.
— Austra Auziņa (@ausii_runaa) May 7, 2020
"Меня в одной веломастерской позавчера послали с текстом, что теперь у них так много работы с торговлей велосипедами, что поесть некогда, куда еще что-то ремонтировать!" - рассказывает Нора Юрьяне.
Mani viena velodarbnīca aizvakar pasūtīja ar tekstu, ka tagad viņiem tik daudz jānodarbojas ar riteņu tirdzniecību, ka paēst neesot laika, kur nu vēl kaut ko remontēt!
— Nora Jurjāne (@Nora_Jurjane) May 7, 2020
"Недавно был в одном интернет-магазине на месте, там в офисе стоят шесть моделей электроскутеров. Спросил почему. Тоже огромный спрос", - сообщает Гунтарс Витолс, подтверждая, что популярны сейчас не только велосипеды.
Nesen vienā internetveikalā biju uz vietas, tur birojā kādi 6 elektroskūteru modeļi. Prasīju, kāpēc tā. Arī milzīgs pieprasījums esot🙄
— Guntars Vitols (@guntarsv) May 8, 2020
Маски в общественном транспорте
Напомним, что режим чрезвычайной ситуации в связи с пандемией COVID-19 в Латвии был продлен до 9 июня, но некоторые ограничения все же будут смягчены.
Теперь будет разрешено собираться группами до 25 человек при условии соблюдения дистанции в два метра. Торговые центры возобновят работу в выходные дни и праздники. А рестораны и места развлечений смогут работать до полуночи.
Однако в общественном транспорте после 12 мая ношение масок для лица станет обязательным, решило правительство. Это необязательно должна быть медицинская маска, но она должна закрывать рот и нос. Можно использовать, например, платок, шарф или тканевую маску, которую можно сшить самостоятельно.
По словам премьер-министра Кришьяниса Кариньша, главная идея этого мероприятия - обеспечить, чтобы люди, кашляя, не заражали окружающих.
Представитель Центра по контролю и профилактике заболеваний Юрий Перевощиков напомнил, что, к примеру, хирурги используют маски, так как не хотят заразить пациентов, в свою очередь, COVID-19 клинически может выражаться только через два дня, а иногда вируса вообще можно не заметить.
"Это означает, что нужно защитить других людей, как и хирург защищает пациента. Нам необходимо быть солидарными с другими людьми, передвигающимися в общественном транспорте", - отметил эксперт.
Режим чрезвычайной ситуации был объявлен в Латвии 13 марта.