На школу надежды нет: как латвийские родители пытаются воспитать думающих людей

CC BY-SA 2.0 / Lars Plougmann / At the computerРебенок за компьютером
Ребенок за компьютером  - Sputnik Латвия
Подписаться
Педагоги задавлены бумажной волокитой, а ориентиры школы становятся все хаотичнее, так что семьи сами вынуждены вкладывать в детей базовые знания и основные ценности; о том, что предпринимают небезразличные родители, рассказали Елена Корнетова и Саулюс Шейкис

РИГА, 1 мая — Sputnik, Евгений Лешковский. Многих родителей все больше беспокоит курс латвийской образовательной системы и те ценности, которые закладываются в ее основу. Детям все сложнее освоить основы логики и уяснить важность доброты и взаимопомощи. Лидеры организации "Родительское общественное движение" (РОД) Саулюс Шейкис и Елена Корнетова рассказали Sputnik, как родители своими силами пытаются компенсировать недостатки школьного образования.

В школе хаос

"Да, в школах пока еще осталось довольно много учителей, которые искренне любят свою работу, пытаются достучаться до детей, чтобы вложить в них знания и сделать все, чтобы дети были правильно воспитаны и понимали, что такое действительно общечеловеческие ценности.

Но в данном случае одной школы мало для воспитания ребенка. Дети погружены в такую информационную среду, где со всех сторон убеждают: главное - это не мир души, а жесткий материализм", - уверена Елена Корнетова.

По ее словам, педагоги пытаются научить детей тому, что важно помогать ближним и делиться, но вне школы на ребенка обрушивается поток противоположной информации о том, что главная ценность — быть успешным и больше потреблять.

"И у детей возникает противоречие, осознают они это или нет", - говорит Елена Корнетова.

По ее наблюдению, родители видят деградацию системы образования, но очень растеряны и не всегда знают, как себя вести с детьми в столь стремительно меняющемся мире, чтобы воспитать настоящих людей.

"До того доходит, что родители объединяются в группы, чтобы, например, составить для детей списки литературных произведений, которые надо прочесть, фильмов, которые надо посмотреть, картин, которые надо увидеть. Поскольку в школе вообще очень странные вещи творятся, если говорить о выборе тех знаний, которые нужны детям.

Ученица Кети Сингер из Югенхайма во время домашнего обучения в связи с пандемией коронавируса  - Sputnik Латвия
Добровольно и с песней: почему русские школьники будут сдавать латышский

Одна мама рассказала: ребенок как-то раз после школы пришел и сказал ей, что их класс в рамках предмета культурология водили в Художественный музей, где были картины с изображением каких-то вывернутых органов, расчлененных тел, крови. Все это детям преподносится как искусство, эстетика смерти.

А ведь ребенку надо изначально очень четко показать: вот это красота, а вот это – кошмар и гадость, чтобы ребенок развивался нормально и не сходил бы с ума. И дети сами не понимают, почему им показывают не красоту, а какую-то кровищу. Учитель из школы ведет их смотреть на всякие ужасы, а потом еще и сочинение "на тему" заставляет писать.

Поэтому родители, объединяясь в группы и пытаются сами составить списки того, что нужно их детям для нормального и полноценного развития, поскольку на хорошее воспитание и образование в школе надежд все меньше. Это папы и мамы обсуждают на встречах нашей организации, советуются друг с другом, что, к примеру, включать в списки необходимой литературы?

И мы сами ходим по несколько семей вместе с детьми на выставки картин, затем по дороге домой обсуждаем увиденное. Внимание ребенка надо направить: сам он многое может не заметить", - рассказала Елена Корнетова.

Она отметила, что, к сожалению, родители сильно перегружены, и не у всех есть возможность основательно заниматься детьми.

"Считается, что у мамы с папой восьмичасовой рабочий день, а реально они вкалывают по 12-14 часов, и на детей, логично, никакого времени не остается - попросту нет сил следить за тем, как ребенок в школе занимается, да еще и контролировать, насколько ребенок отдает себя спорту и заинтересован в победах на чемпионатах.

Мы хотим, чтобы дети становились образованными и думающими людьми. Теперь в системе образования все так построено, чтобы дети выходили из школы такими дезориентированными дурачками, которых легко облапошить и которыми элементарно управлять", - замечает Елена Корнетова.

По ее мнению, в школе детям не прививают логическое мышление, напротив, причинно-следственные связи разрушаются.

"Система образования так построена. Я не поленилась и прочла стратегию образования детей в Латвии. Оказывается, у нас в стране есть и такая, но стратегический документ принят всего лишь на шесть лет и полон противоречий, что уже само по себе вызывает сомнения в его важности и нужности.

Марш в защиту русских школ Наш выбор. 15 сентября 2018 г. - Sputnik Латвия
Облегчите детям дистанционное обучение: РСЛ требует вернуть русский в образование

Значит, остается надеяться лишь на чудо: что ребенку в школе попадется учитель, который искренне и грамотно будет заниматься обучением, буквально не щадя себя. Зато администрация школ, чуть что, всегда находит отговорку на любые вопросы родителей: а у нас либеральная система и компетентностный подход, в котором цель – воспитать не образованного человека, а приспособленного к постоянно меняющейся среде, где главное - быть конкурентоспособным.

В итоге, у детей при такой стратегии образования в головах – хаос и отсутствие базовых знаний и фундаментальных ценностей.

А усугубляется все еще и тем, что дети в школах учатся на неродном языке, и у педагогов просто не остается времени на выстраивание системы уроков, поскольку они завалены бумажной волокитой и замучены самыми разными грозными проверками", - рассказала Корнетова.

Девочки рвутся вперед

Саулюс Шейкис, который много лет работает тренером по тайскому боксу, отмечает, что по ребенку всегда видно отношение родителей — если они заинтересованы в воспитании, дети растут умными и усидчивыми. По его наблюдению, больше всего обеспокоены развитием детей родители того же возраста, что и он, - за сорок.

"Мы, тренеры в зале, тоже стараемся изо всех сил, чтобы дети развивались правильно и всесторонне – беседуем с учениками в свободное время.

Вот я спрашиваю: какие книжки читаете? И не поверите, но почти никто не читал Джека Лондона и Александра Дюма – то есть, те книги, которые реально воспитывают человека, которые нас в свое время воспитывали", - поделился Шейкис.

© Sputnik / Игорь МейденСаулюс Шейкис (справа) с участниками лагеря "Во имя Георгия Победоносца".
На школу надежды нет: как латвийские родители пытаются воспитать думающих людей - Sputnik Латвия
Саулюс Шейкис (справа) с участниками лагеря "Во имя Георгия Победоносца".

Он подметил еще одну тенденцию — разница между увлечениями и поведением парней и девушек становится все менее четкой.

"Что-то кардинально изменились в молодежной среде. Девочки к спорту, причем, достаточно жесткому, такому как тайский бокс, относятся намного серьезней и ответственней, чем мальчики, и действительно отдают себя тренировкам.

Еще интересный нюанс. В школе, где училась моя дочь, на классный час часто приглашают людей разных профессий. Я побывал на такой встрече с учениками и постарался на таком открытом занятии поговорить с детьми о тайском боксе. Все мальчики сидели на последних рядах и не проявляли особенного интереса, зато девчонки моментально оживились, и было четко видно, насколько им все интересно. Вопросов мне они много задавали.

Женщины в Латвии: статистический портрет - Sputnik Латвия
Инфографика
Женщины в Латвии: статистический портрет

Например, одна ученица спросила: тренер, а зачем девочке заниматься тайским боксом? Я тогда попросил всех девочек развернуться и посмотреть назад, где на последних рядах сидели мальчики – все такие расслабленные, без признаков воли и целеустремленности на лицах, – и девочка получила ответ на свой вопрос", - рассказал Шейкис.

Он отметил, что девочек на занятия тайским боксом приходит все больше — такое сложно было представить, когда он только начал заниматься этим видом спорта. Если тенденция продолжится, то в итоге девочек будет заниматься намного больше, чем мальчиков.

"И девчонки занимаются все более старательно, словно сами чувствуют, что им надо быть сильными и спортивными, поскольку в жизни просто не на кого потом будет положиться.

На тренировках я вижу, что девочки к занятиям относятся намного более ответственно. Например, трудно добиться от спортсмена, который участвует в бою в ринге, чтобы он слушал тренера. Во время боя трудно сосредоточиться, большой стресс.

Так вот я заметил, что девочки, выступающие на соревнованиях, и меня слышат, и могут самостоятельно принимать решение, менять рисунок боя.

Девочки на удивление быстро и активно поднимаются по спортивной лестнице", - отмечает Саулюс Шейкис.

Лента новостей
0