РИГА, 21 апр — Sputnik, Дмитрий Олейников. Прошло более 10 лет, как из Сатверсме, по единогласному решению депутатов убрали скандально известную 81-ю статью. Теперь правящая коалиция вновь заговорила о ее возвращении. Зачем?
Дискуссии о возвращении в Сатверсме 81-й статьи, вычеркнутой из Конституции в 2007 году, возобновились практически с началом кризиса COVID-19. Сейчас, похоже, переговоры выходят на финишную прямую. Вопрос о 81-й статье обсуждался на последнем заседании совета по сотрудничеству коалиционных партий, и, как сообщил по его окончании премьер-министр Кришьянис Кариньш, в ближайшее время фракции Сейма планируют провести встречи с президентом государства, чтобы обсудить перспективу восстановления этой статьи в Сатверсме.
По словам Кариньша, 81-я статья может быть изложена в новой редакции. И вообще, как выразился премьер, "Сатверсме надо отрегулировать, как во время кризиса должны поступать Сейм и правительство". Вместе с этим премьер выразил благодарность президенту (а именно президент был инициатором обсуждения вопроса о возвращении 81-й статьи), поскольку данная инициатива, по словам Кариньша, появилась "в нужное время". Иными словами, премьер Кариньш высказался за. Ранее и президент, и премьер говорили, что восстановление 81-й статьи Сатверсме "в современной редакции, соответствующей демократическому государству, было бы важно для эффективного принятия решений в чрезвычайных случаях".
А вот председатель фракции Новой консервативной партии Юрис Юрашс заявил, что предложенная президентом редакция статьи 81 является "хорошей основой для дискуссии, чтобы найти лучшее решение". "Не хотелось бы возвращаться к допущенным ошибкам, которые послужили основанием для исключения 81-й статьи из Сатверсме", - сказал он.
Представители прочих фракций – участников Совета по сотрудничеству относятся к возможности возвращения 81-й статьи очень осторожно, предпочитая пока не делать однозначных заявлений по этому поводу.
Статья 81 Сатверсме стала особо популярной, когда кабмин возглавил предприниматель Андрис Шкеле (тогда еще не связанный ни с какой партией). Во второй половине 90-х годов правительство под его руководством очень эффективно оперировало возможностями, которые давала эта статья, а именно, в перерыве между сессиями парламента правительство в порядке 81-й статьи могло принимать решения, обладающие силой закона. С ее помощью оперативно решалось очень много вопросов, зачастую "хозяйственной направленности". Дальше – больше: постепенно правительство настолько переняло законодательные полномочия у парламента, что партии, представленные в Сейме, начали постепенно терять свои позиции.
Общими усилиями со скандально-активным премьером удалось "разобраться" только в начале 2000 года, а главное юридическое орудие было ликвидировано в 2007 году. Депутаты, в том числе и бывший тогда в Сейме Кариньш, и "Новое время" - прообраз нынешнего "Нового Единства", - голосовали за отмену этой статьи Сатверсме.
Тогда, на дебатах, депутат "Нового времени" Илма Чепане, хотя и поддерживала отмену статьи, заметила, что данная норма была необходима Латвии после установления независимости. Но после того, как статья будет вычеркнута из Конституции, "у правительства не будет соблазна злонамеренно ее использовать". Хотя, по словам депутата, "спорную статью можно было бы сохранить в двух случаях — при военном положении и во время природных катастроф". Что называется, напророчила.
Интересно, что тот же 2007 год стал своего рода поворотным для нынешнего главы государства Эгилса Левитса. Тогда его впервые назвали в качестве возможного кандидата в президенты. Он не принял участия в выборах и уступил Раймондсу Вейонису на следующих выборах в 2014 году. Зато в конце 2007 года президент Валдис Затлерс назначил Эгилса Левитса руководителем комиссии по конституционному праву. Той самой, которая к 2012 году разработала преамбулу к Сатверсме.
Неудивительно, что глава государства и поныне выступает с разнообразными предложениями относительно содержания Конституции. Тем более что и мысль не новая, и кризис оказался кстати. Возвращение 81-й статьи может означать, что парламент вновь останется за бортом принятия решений. Попытки оппозиции влиять на принятие решений (особенно в удаленном режиме) будут и вовсе сведены к минимуму. Премьер Кариньш сказал правду – инициатива президента поступила крайне вовремя.
Если говорить о "юридическом наследстве Андриса Шкеле", то нынешний совет по сотрудничеству является продолжателем традицией коалиционного совета, сформированного во времена премьера Шкеле. Тогда, будучи беспартийным, глава правительства не мог прийти на заседание фракций, поэтому и возникло это "надконституционное" образование в виде коалиционного совета, который, по сути, стал принимать те решения и обсуждать те вопросы, которые по логике Конституции должны обсуждаться в парламенте. Перед выборами в 13-й Сейм в обществе прошла волна дискуссий о законности и необходимости существования коалиционного совета. Многие "новые партии", например KPV LV, обещали избирателям упразднить этот самопровозглашенный орган власти, однако на практике все закончилось лишь его переименованием.