РИГА, 12 апр — Sputnik. Латвия до сих пор имеет непосредственное отношение к освоению космоса — в Риге в Институте аэронавтики ведутся космические разработки. Здесь собирают сверхзвуковую аэродинамическую трубу для исследования движения спутников Земли, а также создают условия, максимально приближенные к космическим, пишет Bb.lv.
Вместо одного вуза — десять
Кто из рижан среднего и старшего поколения не помнит легендарный РКИИГА — Рижский Краснознаменный институт инженеров гражданской авиации, отметивший в прошлом году свое 100–летие! Переименованный в 1992–м в РАУ — Рижский авиационный институт, он тяжело выживал, потеряв студентов со всего мира. Их было около 3000 и более 1000 человек профессорско–преподавательского состава.
Вот, что рассказал хабилитированный доктор наук, профессор, преподаватель РАУ–РКИИГА, а теперь Рижского технического университета (РТУ), Владимир Шестаков:
"Когда в 99–м мы попытались возродить былую практику и набрали студентов по всему миру, которые съехались к новому учебному году, вуз решили ликвидировать. Программа ликвидации заключалась в том, что надо было передать то, что от него осталось частично РТУ, частично Латвийскому университету (ЛУ) и другим вузам.
В итоге 90 процентов студентов не перешли ни в РТУ, ни в ЛУ, потому что к тому времени на базе РАУ образовалось свыше 10 частных вузов — ИТС, БМА, школы психологии, экономики, менеджмента информационных систем и т. п. И они перехватили этих студентов.
В РТУ же перешли два технических факультета — механический и еще один, объединивший радистов, связистов, прибористов, навигаторов. Всего 70–80 студентов и 20–25 преподавателей, среди которых был и я. Задача перед нами стояла — доучить за пару лет этих студентов и забыть о том, что что–то авиационно–космическое у нас было.
Но мы за те два–три года составили несколько программ по обучению авиационных специалистов для Латвии, и в конечном итоге руководство РТУ согласилось не закрывать эту специальность, а дать возможность нам еще набирать студентов и дальше продолжать обучение".
Заработать авторитет
Если в РКИИГА–РТУ были кафедры, то здесь — институты, но на уровне наших бывших кафедр. И тогда те, кто перешел в РТУ, разбились на два института — Авиационный и Институт транспортных технологий.
Дело в том, что, когда стало трудно после 92–го, мы открыли в РАУ автомобильную специальность. И среди тех, кто перешел в РТУ, нашлись те, кто решил заниматься автомобильной тематикой, она казалась перспективней.
В 2012–м Институт транспортных технологий и Авиационный институт объединили, назвав Институтом аэронавтики.
В последние годы Институт аэронавтики зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, заработав авторитет среди профессионалов. И востребованность этих специальностей налицо. В связи с чем даже переименовали факультет РТУ — теперь он называется факультет машиноведения, транспорта и аэронавтики. Ныне в Институте аэронавтики три кафедры и две специальности — транспортная и авиационная.
Именно он стал родовым продолжателем РАУ, единственной государственной структурой.
Профессор Владимир Шестаков, который преподает "Безопасность полетов, экологию и эксплуатацию воздушных судов", участвовал в расследовании авиационных происшествий в СССР и до 98–го года в Латвии. Автор и соавтор двух монографий о РКИИГА, научных трудов — "Вклад ученых Латвии в авиационную науку и технику в ХХ веке", "Длинная дорога в авиации". Из поколения "детей войны". С 13 лет учился в спецшколе Военно–воздушных сил СССР в Воронеже, а таких школ было 20. С ним школу заканчивал впоследствии дважды герой Советского Союза, генерал–лейтенант авиации, космонавт Владимир Шаталов. А в школе первоначального обучения летчиков в Кременчуге с Владимиром Захаровичем учились дважды герой СССР Алексей Леонов и другие будущие космонавты. Его близким другом был Георгий Гречко. Когда космонавт Талгат Мусабаев учился в РКИИГА, Шестаков был проректором по науке.
Космические проекты
Учился в РАУ на бакалавра и ныне возглавивший Институт аэронавтики доктор инженерных наук Илмар Блумберг. Он был среди тех, кто после расформирования вуза перешел в РТУ. Окончил магистратуру, защитил докторский диплом по авиационному транспорту. Вот, что рассказал он:
"Специалисты, которые раньше изучали программы проектирования воздушных судов в РАУ, сегодня работают над проектами космического и авиационного транспорта в Институте аэронавтики РТУ. В этом году начались переговоры о совместных международных программах обучения по космической тематике. Сейчас делаются наработки.
Ведем в этой области два интересных исследовательских проекта. До лета 2022–го собираемся сделать портативную передвижную тестовую установку (лабораторию), где будут проверяться аппараты, которые отправляются в космос. Там можно будет имитировать космическую среду — облучение, вакуум, температуру и т. п. То есть все то, что нужно проверить перед тем, как какую–то установку запускать в космос.
Там будет специальная камера, куда можно вставить тестируемый объект и создать вакуум, где работают специальные облучатели и где температуру можно менять в большом диапазоне. Чтобы этот объект можно было протестировать в условиях, максимально близких к космическим.
Второй проект — сверхзвуковая аэродинамическая труба для исследования движения спутников Земли. На основе этой трубы будут и другие проекты.
Первый проект, "Метаморфоза", разрабатывается в сотрудничестве с партнером, который эту установку будет использовать. Это латвийское научно–техническое предприятие, которое предлагает будущим заказчикам испытывать свои новые разработки в этой передвижной лаборатории. Там работают люди, которые занимались подобными вещами за рубежом в больших организациях. Но опытный образец установки останется у нас, мы сможем потом еще что–то на его базе разрабатывать.
У нас на факультете есть современные станки — токарные, фрезерные, с ЧПУ. Но если нужны какие–то специфические изделия, заказываем их на конкурсной основе в других фирмах.
А вот тех, кто может проектировать, готовить чертежи, у нас самих много. Специалистами по расчетной части, симуляциям мы богаты. Это в основном наши студенты, лучших из которых привлекаем к научной работе.
Хорошо, что у нас государственное финансирование — это дает большую стабильность. Но инерция процессов тоже велика — как во всякой крупной организации. А в условиях рынка это не плюс.
По специальности "авиационный транспорт" у нас учится большая группа зарубежных студентов со всего мира — на английском. Большинство их сейчас из Индии, поскольку там есть представительство РТУ по набору. У них к тому же хорошо с английским языком".