После завершения пандемии COVID-19 Латвию, как и весь мир, ждут драматические перемены. Экономика страны сейчас полностью встала, заявил парламентский секретарь Минфина Атис Закатистов. "Потребления нет. Мы находимся на уровне 17-го века, только с интернетом. С 21-го века глобализации откатились к меркантилизму. Каждый хочет собрать все в своем погребе. В том числе государство, которое хочет занять три миллиарда, чтобы лучше держать их в погребе, а не в свободной торговле", – сказал он.
Прибалтийские страны ни в СССР, ни сейчас в ЕС не были самодостаточными, они не могут развиваться в условиях закрытых границ. И если режим ЧС продлится еще два-три месяца, непонятно, как будет работать экономика, заявил Носович Sputnik Латвия.
Он пояснил по поводу Латвии: экономику страны на 60% представляет сфера услуг, которая первой рухнула в этот кризис. Другая историческая важная отрасль для Латвии - транзит - переживала кризис еще до ситуации с коронавирусом. По мнению Носовича, эти проблемы только усугубятся в ближайшее время на фоне глобальной рецессии, во время которой частично приостановятся логистические потоки.
"Латвийские порты и железная дорога, которые и так уже вошли в "коронакризис" ослабленными, могут обанкротиться вовсе, учитывая масштабы произошедшей экономической катастрофы", - подчеркнул эксперт.
Он отметил, что промышленности в Латвии практически не осталось, остался только продовольственный кластер - местные элиты с начала 90-х годов взяли курс на деиндустриализацию республики. Если бы крупная наукоемкая промышленность сохранилась в Латвии, в сегодняшнем кризисе это было бы хорошим подспорьем, добавил Носович.
На сегодня в Латвии жизненно важный сектор экономики - это сельское хозяйство, там проблема в том, что отрасль в большой степени зависит от дотаций из ЕС, сказал эксперт. Однако еще до "коронакризиса" финансирование из фондов Евросоюза сократилось, а теперь стоит вопрос, будут ли вообще дотации для Восточной Европы из фондов ЕС.
"Если их не будет или они критически уменьшатся - а второй вариант наиболее вероятен, то это означает хронический кризис в сельском хозяйстве, в строительстве, в инфраструктуре, то есть во всех тех отраслях экономики, на которые шла европейская помощь. Выдержит ли латвийская экономика при сложении всех этих негативных факторов в принципе - большой вопрос", - заключил Носович.