Руководитель Государственного агентства занятости Эвита Симсоне в передаче "Утренняя панорама" на LTV сообщила, что ее агентство в первые дни чрезвычайной ситуации уже получило от трех предприятий уведомления о коллективных увольнениях, которые в качестве причины указали последствия эпидемии Covid-19. Несложно спрогнозировать, что в дальнейшим массовость увольнений только продолжится. Особенно это коснется небольшие фирмы, обслуживающие туристическую сферу латвийской экономики, которые не переживут вынужденного длительного простоя и обанкротятся.
В калейдоскопе быстро меняющихся негативных новостей мы уже стали забывать, что совсем недавно об увольнении 1500 своих сотрудников объявила Латвийская железная дорога и несколько сот своих работников собирались уволить латвийские предприятия, обслуживающие обширное портовое хозяйство в Вентспилсе и в Риге. И вот теперь новое пополнение армии безработных!
Этим людям можно только посочувствовать. Сложность их ситуации заключается еще и в том, ГАЗ до 14 апреля перешла на удаленную форму обслуживания, а значит они не смогут подать пакет документов на получение статуса безработного. И, следовательно, получить пособие по безработице.
Трудно сказать, как в условиях карантина эти люди и их семьи смогут просто выжить!
В этом случае латвийское государство должно, нет, просто обязано предложить своим согражданам целевую программу помощи – и попавшим в кризисную ситуацию предпринимателям, и простым работникам, оставшимся без работы.
Тут бы очень пригодился обещанный нашим премьером Кришьянисом Кариньшем миллиард евро помощи.
Вот только до сих пор не ясно, как его наше правительство собирается получить. И не было ли это заявление для прессы чисто пропагандистской попыткой сбить волну общественного недовольства. И ничего более!
Ясно, что в госбюджете таких средств нет и быть не может. Более того, никакого роста латвийской экономики, на что так надеялся Кабинет министров, не предвидится. А будет стремительное ее падение. Оно неизбежно максимально сократит доходные статьи бюджета, увеличит расходы. И сбалансировать бюджет вряд ли удастся!
В этом случае дополнительные средства можно будет взять или путем внешнего заимствования, или из пенсионных накоплений. А значит, либо по долгам правительства придется расплачиваться будущим поколения латвийцев. Либо без пенсий окажутся уже в самое ближайшее время наши пенсионеры!
Кстати, в поднятой шумихе по поводу эпидемии коронавируса совсем незамеченной осталась информация Министерства сообщений ЛР о результатах работы транзитной сферы экономики за первые два месяца 2020 года. А они откровенно не радуют!
По сравнению в двумя первыми месяцами 2019 года грузооборот латвийских морских портов сократился с 11,4 млн. тонн до неполных 8,0 млн. тонн. Или на 30,2 (!)%.
Латвийская железная дорога "порадовала" за этот же период времени еще большим падением объемов перевозки грузов – на 50%. Тогда как транзит грузов через порты сократился на 56,2%. А весь наземный транзит грузов на 59,4 (!)%.
Это, как говорится, еще одна печальная иллюстрация к решению проблемы успешного наполнения доходной части латвийского государственного бюджета.