РИГА, 12 мар — Sputnik, Юлия Грант. За полгода, с июля по декабрь 2019-го, количество латвийских предприятий, использующих для расчетов счета только в литовской платежной системе Paysera, увеличилось в 5,5 раза - с 1178 до 6506. Налоговая служба признает, что бегство денег в другие юрисдикции создает для нее проблемы с взысканием налогов, однако никаких мер пока не предпринимает.
Как кошмарят бизнес
Согласно данным Lursoft, в Латвии действуют 131 051 предприятие, из них почти 119 тысяч – это общества с ограниченной ответственностью (SIA) и 10 тысяч – индивидуальные коммерсанты. До принятия закона "О микропредприятиях" в стране работало 82-87 тысяч фирм, таким оно, скорее всего, и остается за вычетом новой формы организации индивидуального труда.
Служба финансовой разведки сообщила, что за три квартала прошлого года она получила от своих "субъектов" (на 83% это банки) 21 627 сообщений о необычных сделках и 3968 – о подозрительных. Как правило, за таким сообщением относительно клиента следует замораживание его счета, после чего он уже не может ни получить оплату за свои услуги и товары, ни заплатить налоги, ни перечислить на счета сотрудников зарплату.
Таким образом, борьбой с "отмыванием денег" затронуты в Латвии более 25 тысяч лиц. Даже если в это число затесались немногочисленные подозрительные индивидуалы, то большинство "посаженных под колпак" - предприятия. Это каждое пятое из общего числа, а если отбросить "микрики" - то вообще каждое третье-четвертое.
Куда уходят деньги?
Вопросы и допросы с пристрастием со стороны банков начались еще в 2018 году, а в июне 2019-го на эту тревожную тенденцию обратила внимание депутат Сейма и бывший начальник отдела расследований Финансовой полиции Любовь Швецова ("Согласие"). Она направила Службе госдоходов (СГД) запрос о количестве счетов, открытых юридическими и физическими лицами Латвии за ее пределами. Ее интересовало, видит ли СГД проблему в данной тенденции и если да, то как намерена ее решать.
По данным налоговиков на середину 2019 года, активнее всего "делали ноги" из Латвии именно юридические, а не физические лица (3619 против 1360). Литовская Paysera (правда, в конце 2019 года) сообщила еженедельнику Dienas Bizness о противоположной тенденции: среди ее клиентов 28 тысяч физических лиц и 6506 юридических. Разночтение может объясняться тем, что предприятия обязаны сообщать в СГД о счетах за границей (закон "О налогах и пошлинах", ст. 15, ч.3), а простые граждане – нет. Если они не состоят на учете как налогоплательщики.
Обработав юрисдикции, в которых латвийские предприятия открыли более 100 счетов, СГД представила географию бегства.
Это Литва (SEB и Swedbank, только литовские, соответственно 224 и 168 налогоплательщиков. И конечно, Paysera), Великобритания (Revolut, 243), Эстония (Swedbank, 172), Финляндия (105).
У СГД руки коротки
"Наблюдения показывают, что с ужесточением требований латвийских банков по открытию счетов все больше их открывают в зарубежных платежных учреждениях, - признает СГД. – Налогоплательщики часто не соблюдают требования нормативных актов декларировать такие счета, используя их для недекларированных сделок или чтобы уклониться от исполнения обязательств перед СГД. Поскольку в распоряжении СГД нет информации об открытых за рубежом счетах и полной информации о доходах налогоплательщика, служба не может всесторонне оценить, являются ли уплаченные в бюджет налоги полными и корректными. Даже при проведении контрольных мероприятий остается возможность не узнать о таких счетах. А в том случае, если установлено наличие таких счетов, получение информации о них затягивается.
Закон "О налогах и пошлинах" (ст. 261) дает налоговой администрации право одновременно с принятием решения по результатам контрольных мероприятий (проверка, ревизия) применять меры обеспечения. Однако делать это в других странах затруднительно".
То есть в Латвии налогоплательщику можно и счет заморозить, и арест на имущество наложить, а за границей свой государственный язык и свои правила. В ходе "капитального ремонта" банковской системы правительство совсем упустило из виду этот важный аспект.
"Латвия - уникальная страна: здесь одна компания может иметь задолженность по налогам 39 миллионов и годами уходить от ответственности, другая не может открыть счет в банке, пока не подтвердит источник денег, которых пока нет, - недоумевает Любовь Швецова. - Отчитываться о прозрачности банковской системы следует не количеством замороженных или закрытых счетов, а судебными приговорами и конфискацией преступно нажитых средств. А вот с этим у страны большие проблемы".