Литва мешает нарастить транзит белорусских удобрений: компании идут в суд и ЕК

© Foto : Lietuvos geležinkeliaiЛитовская железная дорога
Литовская железная дорога - Sputnik Латвия
Подписаться на
Контролируемая предпринимателем Игорем Удовицким компания Gargzdu gelezinkelis пожаловалась в Еврокомиссию на действия Литвы

РИГА, 9 мар - Sputnik. Контролируемая предпринимателем Игорем Удовицким компания Gargzdu gelezinkelis, которая оказывает услуги маневрирования в Клайпедском порту и несколько лет не может получить разрешения на перевозку грузов по Литве, обжаловала в Еврокомиссии решения литовских ведомств, сообщил бизнесмен на своей странице в Facebook.

По его словам, 28 февраля Gargzdu gelezinkelis подала жалобу относительно предполагаемой незаконной государственной помощи со стороны Литвы в пользу железнодорожной компании Lietuvos gelezinkeliai и ее дочернему предприятию LG Cargo с целью формирования конкурентного преимущества. Еврокомиссия уже информировала, что жалоба соответствует нормативам и правилам и направлена для исполнения дальнейшей процедуры, связанно с передачей в рассмотрение по существу.

В последние три года Gargzdu gelezinkelis ежегодно просила Администрацию безопасности на транспорте в Литве выделить ей мощности и включить предприятие в служебный график поездов на участке от белорусской границы до Клайпеды, однако администрация отказывала компании по причине якобы загруженности железнодорожных путей. Заместитель директора администрации Юстас Расомавичюс пояснял, что мощности были предоставлены компаниям, которые планируют перевозить больше грузов и обладают приоритетом в связи с перевозкой пассажиров.Так, разрешения в 2019 году получили дочерние предприятия государственной компании Lietuvos gelezinkeliai: LG Cargo (по перевозке грузов) и LG keleiviai (пассажирские перевозки).

Gargzdu gelezinkelis сообщала, что подписала договоры с "Беларуськалием" о перевозки минеральных удобрений от белорусско-литовской границы до Клайпедского порта, где действует терминал сыпучих продуктов Biriu kroviniu terminalas, принадлежащий Удовицкому и "Беларуськалию". Для этих целей компания закупила восемь новых магистральных локомотивов.В ближайшее время Gargzdu gelezinkelis намерена приобрести как минимум 10 таких локомотивов и увеличить их парк до 20-ти.

Удовицкий заявил, что убытки, которые несет Gargzdu gelezinkelis по причине непредоставленных мощностей, составляют уже 40 миллионов евро и "растут с каждым днем".

"Литва, последнее государство - член Евросоюза, где частные перевозчики не допускаются на магистральные пути. (...) Вмешательство государства в свободную конкуренцию, любые формы ограничения конкуренции - одни из самых тяжелых нарушений в регламенте Еврокомиссии. В Жалобе ГГ (десятки страниц) представлены многочисленные примеры системных нарушений, которые не просто воздействовали на конкуренцию в железнодорожных перевозках, а практически уничтожили ее. Манипуляции со стоимостью минимального пакета доступа к инфраструктуре, перекрестное субсидирование, незаконная прибыль инфраструктурных подразделений, предоставление мощностей государственному перевозчику не только с нарушением процедур, а вообще безо всякой процедуры, финансовые льготы - список нарушений огромен", - написал бизнесен.

Не дают расширяться

В самой Литве подконтрольное Удовицкому предприятие Biriu kroviniu terminalas судится с государством по поводу предусмотренных для компании ограничений на расширение в Клайпедском порту.

Терминал насыпных грузов BKT на 70% принадлежит Удовицкому, еще 30% принадлежит "Беларуськалию". BKT хочет приобрести акции компании Nemuno terminalas, которая на 100% принадлежит Игорю и Ольге Удовицким и действует на сопредельной BKT территории. В связи с тем, что BKT планирует нарастить перевалку белорусских удобрений с 10,5 миллиона до 15-16 миллионов тонн в год, терминалу требуется расширение, этим Удовицкий и объясняет необходимость покупки Nemuno terminalas.

Клайпедский морской порт - Sputnik Латвия
Лишь бы Латвии не досталось: в Литве готовы пойти на сделку с совестью ради грузов

В литовском правительстве имеются определенные опасения ростом влияния Беларуси в Клайпедском порту. Вопрос о планах Biriu kroviniu termnalas приобрести акции компании Nemuno terminalas рассматривался на закрытом заседании кабмина в сентябре 2019 года. Решение по этому вопросу является конфиденциальным, однако, по данным литовских СМИ, правительство не стало блокировать покупку, но поручило комиссии, проверяющей сделки стратегических объектов, установить дополнительные "страхующие условия" с учетом рисков, названных Департаментом госбезопасности.

В середине октября в BKT заявили, что правительственная комиссия 12 сентября решила, что компания не соответствует интересам национальной безопасности, а 30 сентября правительство поручило комиссии установить условия для инвестиций – по утверждению BKT, они должны достигать почти 70 миллионов евро.

По мнению BKT условия комиссии противоречат законодательству Литвы и Евросоюза, а также международным обязательствам страны и невыполнимы. В компании считают, что подобные действия комиссии дестабилизируют деятельность терминала.

Кроме того, дискриминировав акционера BKT – белорусского инвестора, комиссия нарушила литовско-белорусский договор о поощрении и защите инвестиций. Вывод комиссии основан на ложных фактах о деятельности акционеров BKT, заявили в BKT.

В этой связи компания в ноябре прошлого года подала жалобу в Вильнюсский окружной административный суд, однако он отказался ее принимать. Решение суда первой инстанции BKT обжаловал в Главном административном суде Литвы, который ее удовлетворил. Теперь суд первой инстанции должен вновь рассмотреть жалобу BKT.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала