РИГА, 15 апр — Sputnik. Перевалка российского угля обеспечила рост грузооборота Вентспилсского порта в прошлом году и сулит в текущем. В целом латвийские порты выиграли борьбу у Эстонии и Литвы за российский транзит, но если бы работал нефтепровод на Вентспилс, ситуация была бы гораздо лучше, заявил управляющий Вентспилсским свободным портом Имантс Сармулис в интервью газете Dienas Bizness.
Латвия выиграла в борьбе за грузы РФ
В 2018 году, в сравнении с 2017-м, объем переваленных грузов в терминалах Вентспилсского порта вырос на 1,5% (+0,3 миллиона тонн) и достиг 20,33 миллиона тонн. В первые месяцы 2019 года динамика также позитивная. И в прошлом, и в текущем году рост произошел благодаря перевалке российского каменного угля, рассказал Сармулис. По его мнению, ничто не свидетельствует о том, что ситуация на рынке может кардинально измениться.
По его мнению, разработанная стратегия, которая базируется на трех китах – сохранить и укрепить нынешние позиции порта на рынке жидких и сыпучих грузов, разнообразить сферу деятельности порта (контейнеры, развитие движения ро-ро) и развивать производственную деятельность индустриальной территории свободного порта – хорошо работает.
Говоря о работе всех латвийских портов, Сармулис заявил, что конкуренция между ними позволяет развиваться, совершенствовать свои услуги и увеличивать эффективность.
"Государству не важно, какой порт будет использован для перевалки груза, но важно, чтобы груз вошел в Латвию. Для ревности среди портов места нет, важно, чтобы Латвия не потеряла грузы", - сказал Сармулис.
Если говорить о конкуренции во всем регионе Балтийского моря, то Латвия, по его мнению, борьбу за российский транзит у соседей выиграла.
"Если смотреть на конкуренцию латвийских портов с литовскими и эстонскими портами, то можно признать, что латвийские порты в борьбе за российские транзитные грузы победили", — отметил Сармулис. В свою очередь, литовские порты сконцентрировали у себя перевалку белорусских грузов, а у эстонских портов большой перевес по количеству обслуженных пассажиров.
СПГ в Вентспилсе
В свое время говорили о терминале сжиженного газа в Вентспилсе, но сейчас речь идет лишь о проекте небольшого терминала, в задачи которого войдет обеспечение топливом морских судов, рассказал Сармулис.
"Я надеюсь, что этот частный проект будет успешно реализован и через какое-то время терминал сжиженного газа сможет считаться провайдером этого продукта в Вентспилсе, так как трубопровода природного газа в Вентспилсе нет", — сказал управляющий портом.
По его словам, из-за отсутствия газопровода в Вентспилсе были упущены потенциально хорошие производственные проекты.
"Был бы газ, можно было бы привлечь еще больше проектов обрабатывающей промышленности, особенно тех, для которых в технологическом процессе необходим природный газ", - сказал Сармулис.
Перспективы расконсервирования нефтепровода
Беларусь в результате судопроизводства может получить контроль над законсервированным магистральным нефтепроводом Полоцк — Вентспилс, который концерн "Белнефтехим" в свое время был намерен использовать в реверсном режиме — для поставок нефти из Венесуэлы или других стран на белорусские НПЗ. В связи с этим Сармулису был задан вопрос, как возобновление работы трубопровода повлияло бы на показатели порта (до 2002 года наибольший объем грузов Вентспилсского порта составляли нефть и нефтяные продукты – ред.).
По словам Сармулиса, порт был бы заинтересован в возобновлении работы нефтепровода.
"Технически нефтепровод может работать с мощностью в 15 миллионов тонн в год. Другой вопрос, может ли быть возобновлена работа нефтепровода, если нужен продукт, который по нему транспортируется из или в Вентспилс. (…) Как решат владельцы пустого нефтепровода, так и будет, но Вентспилсский свободный порт повлиять на этот процесс не может", — сказал Сармулис.
Напомним, белорусское предприятие "Полоцктранснефть Дружба" и латвийско-российская компания LatRosTrans уже семь лет спорят о том, кому принадлежит техническая нефть из законсервированного советского нефтепровода Полоцк — Вентспилс (часть "Дружбы", проходившая через территорию Латвии – ред.).
В конце 2003 года Россией было принято решение о прекращении эксплуатации нефтепровода Полоцк — Вентспилс. В 2004 году прокачка нефти до Вентспилса была остановлена, и с этого момента по данному участку нефтепровода (на территории Беларуси — северная ветка магистрального нефтепровода "Дружба") осуществлялась только до ОАО "Нафтан" (Новополоцкий НПЗ — одно из двух белорусских нефтеперерабатывающих предприятий).
В 2010 году LatRosTrans приняла решение слить технологическую нефть из трубопровода Полоцк — Вентспилс. Необходимость слива нефти латвийская сторона объяснила экологическими рисками. Как сообщалось, в нефтепроводе Полоцк — Вентспилс находилось около 150 тысяч тонн нефти стоимостью примерно 50 миллионов евро.
Белорусская компания "Полоцктранснефть Дружба" подала в суд на LatRosTrans.
Две латвийские судебные инстанции признали, что нефть в трубопроводе Полоцк — Вентспилс не является собственностью белорусской компании. Но затем последовало неожиданное решение Верховного суда, который счел, что в двух предыдущих инстанциях могли неверно интерпретировать подписанные в начале 90-х годов документы. Суд в Латвии счел, что, согласно Акту о разделе имущества, расположенного на территории Латвии, Литвы и Беларуси, нефть принадлежит Новополоцкому предприятию по транспорту нефти "Дружба", впоследствии преобразованному в ОАО "Полоцктранснефть Дружба".
Судебное разбирательство продолжилось, и 8 июня Латгальский окружной суд постановил взыскать LatRosTrans в пользу AО "Полоцктранснефть Дружба" 66 744 966 евро в связи с противоправным выкачиванием и продажей принадлежащей истцу нефти. С LatRosTrans также взыщут госпошлину (66 883 евро) и судебные издержки (49 800 евро).
Латвийско-российская компания с таким решением не согласна и обжаловала решение.
Если жалоба не будет удовлетворена, вступит в силу решение Латгальского окружного суда, и Беларусь получит собственность стратегического значения. Тогда LatRosTrans должен будет выплатить ей 67 миллионов евро, что невозможно сделать из прошлогодней прибыли в размере 1,7 миллиона. В случае неплатежеспособности предприятия трубопроводы перейдут в собственность Беларуси.