Латвийским политикам нравится сравнивать Латвию с цивилизованными северными странами. Там их геополитическая цель, там для них горит лампочка в конце тоннеля. Уровня благосостояния этих стран когда-нибудь должна достичь и Латвия. И политикам не нравится, когда Латвию сравнивают с Африкой. Это все равно, как гладят против шерсти.
На сей раз высекла себя сама унтер-офицерская вдова. Как известно, министр обороны Латвии Артис Пабрикс поклялся объяснить ООН, чем "Латвия отличается от Сьерра-Леоне, где дети участвуют в военных действиях" и бегают с автоматами по улицам.
Напомним, что Комитет по правам ребенка ООН вот уже шестой год требует от Латвии отчет о том, как государство предотвращает участие несовершеннолетних в военных действиях. Это является условием дополнительного протокола к Конвенции о правах ребенка о недопустимости вовлечения детей в вооруженные конфликты.
Дело в том, что в Латвии имеется военизированное молодежно ополчение "Яунсардзе", где детишек учат ведению боевых действий, обращению с оружием и заодно патриотизму.
А с 1 сентября 2024 года в латвийских школах может появиться новый обязательный предмет — "Государственная оборона". Курс будет включать в себя воспитание патриотизма, ориентирование, освоение боевых навыков в сельской местности и практические занятия по стрельбе.
Детишки в безопасности. А остальные?
Министр Пабрикс, кстати, успокоил, что Минобороны тщательно следит за безопасностью детей, когда те осваивают военные навыки в рядах Яунсардзе.
Ну, не знаю. Меня, если говорить откровенно, безопасность детишек с автоматами беспокоит не так сильно, как безопасность окружающих. Если есть оружие и есть мишень, значит, есть враг. В Латвии геополитическим противником является ясно кто, не будем показывать пальцем.
Помнится, в прошлом году Минобороны Латвии уже оправдывалось, переходя в нападение, когда на нидерландском новостном портале The Correspondent со ссылкой на сайт итальянского журналиста Томазо Клаварино "была опубликована ложная, очерняющая балтийских яунсаргов информация", сообщало министерство.
Итальянский журналист указывал в своей статье, что в странах Балтии дети с тяжелыми рюкзаками, в форменной одежде с оружием в руках готовятся к военным действиям с Россией, и называл "Яунсардзе" националистически настроенной провоенной группировкой.
Оборонное ведомство Латвии тогда расценило допущения Клаварино о том, будто яyнсаргов готовят к войне против России, как тенденциозно-очернительские измышления, "подрыв престижа молодежной организации и попыткy через детей осуществлять информационные операции".
Осадочек остался
Значит, воевать готовят не с Россией. Не с исторической родиной почти 40% населения страны. Наверное, со Сьерра-Леоне. Ну слава Богу. Но осадочек все равно остался. Тем более, что в Латвии многие патриотически настроенные деятели открыто называют потенциальным агрессором Россию, а русскоязычных латвийцев - пятой колонной.
А британская телевещательная корпорация ВВС, помнится, даже сняла кино о том, как Третья мировая война начинается в восточных регионах Латвии из-за того, что в них живет много русскоязычных....
И, поверьте, в стране, где тебя называют пятой колонной, любой человек с оружием способен добавить тревожности твоему восприятию мира и подкормить твою паранойю.
"Яунсардзе", оно и в Африке "Яунсардзе"
На днях сообщили новость - восьмилетний мальчик из ИГИЛ* казнил нигерийца "на камеру". Как пишет отслеживающее деятельность террористов издание Site Intelligence Group, на распространенных подконтрольным боевикам агентством "Амак" кадрах запечатлено, как восьмилетний ребенок в черном платке стреляет в чернокожего мужчину, который, судя по всему, исповедовал христианство. Казнь могла пройти на территории Нигерии.
Нет, конечно у нас не Сьерра-Леоне и ни Нигерия. Но я уверен, что и в нигерийскойй ячейке ИГИЛ есть свои замполиты, отвечающие за патриотическое воспитание подрастающего поколения.
И они, думается, сумели объяснить восьмилетнему пацану, почему нигериец-христианин является угрозой для него и его семьи, а также, почему его нужно убить, как собаку.
Уверен, что у нашего чернокожего брата по вере была своя версия того, что такое патриотизм. Но так как она не вписывалась в концепцию патриотизма в трактовке ИГИЛ, его просто никто не стал слушать. Как, кстати, никто не слушает в Латвии русских, когда они уверяют, что являются патриотами этой страны, и просто хотят, чтобы их дети учились на родном для них языке.
А если завтра война?
С патриотизмом, конечно, все гораздо проще, когда речь идет о внешней угрозе. И все очень запутано, когда есть угроза гражданского конфликта.
При чем здесь Яунсардзе? Ну, например, при том, что пару лет назад в лагере, организованном Яунсардзе, принимали группу украинских детей, которые прибыли в Латвию познакомиться с системой подготовки юношей и девушек к службе в вооруженных силах балтийской республики.
А директор центра Яунсардзе и информации Айвис Мирбахс посещал Украину, чтобы встретиться с представителями Национальной гвардии и поделиться там опытом организации движения яунсаргов в Латвии, сообщали в пресс-отделе Министерства обороны.
А ведь в этой стране идет гражданская война. Которую, впрочем, стараются представить иностранной агрессией. Тут разберется что к чему далеко не всякий взрослый. Наверное поэтому цивилизованный мир и ООН против того, чтобы человеку, не достигшему совершеннолетия и с неокрепшей мозговой оснасткой, вручали автомат.
А если завтра война? Не высосанная из пальца гипотетическая "вояшка", не понарошку с пластмассовыми "пистиками и автиками", а всамделишная?
В министерстве обороны должны вполне отдавать себе отчет в том, что в случае войны подросток — это подросток, а подросток с оружием и в камуфляже — это противник и мишень. Пушечное мясо быстрого приготовления.