РИГА, 31 янв — Sputnik. В прошлом году местный молочный рынок продолжал сжиматься, но отрасли удалось нарастить экспорт. Закупочные цены на молоко стабилизировались, пусть и остаются ниже, чем в среднем по ЕС.
О достижениях в экспорте и тенденциях на местном рынке молокопроизводители рассказали Латвийскому радио.
Латвия отстает от Эстонии
Как сообщил глава Латвийского центрального союза молокопереработчиков Янис Шолкс, в прошлом году 180 крестьянских хозяйств перестали заниматься производством молока, поголовье скота тоже сократилось. При этом надои выросли, то есть эффективность растет. Но и тут латвийским производителям есть куда стремиться.
"Эстония производит чуть меньше молока, чем Латвия, но это делают шестьсот хозяйств. Мы похожий объем производим в шести тысячах хозяйств. Эффективность в Латвии еще несоизмеримо далека от Эстонии", - считает глава Латвийского центрального союза молокопереработчиков Янис Шолкс.
Заместитель директора Центра сельскохозяйственных данных Эрна Галвановска Галвановска объясняет, что не все из этих хозяйств прекратили работу – большая часть из них перепрофилировались.
"Отказались от производства молока и перешли на производство мяса, потому что значительно выросло число мясных ферм. Конечно, есть и хозяйства, которые совсем прекратили работу по разным причинам", - рассказала Галвановска.
Одна из таких причин: не происходит смены поколений, и после выхода на пенсию владельцам хозяйств некому оставить свое молочное хозяйство. Часто в таких случаях хозяева нередко решают ликвидировать ферму.
При этом, как отметила Галвановска, закупочные цены стабилизировались.
"Прошлый год был немного лучше 2018, когда средняя закупочная цена на молоко была 29 центов за килограмм, а в 2019 году средняя закупочная цена была 30 центов за килограмм. Разница, конечно, минимальная, но в любом случае это позитивный результат.
Конечно, мы еще не достигли среднего результата Евросоюза – в 2019 году средняя закупочная цена на молоко в ЕС составляла 35 центов", - объяснила Галвановска.
Закупочная цена на молоко в разных хозяйствах отличается, потому что она зависит от разных факторов, к примеру, условий договора между молокопроизводителем и переработчиком, а также доплат за показатели качества молока.
"В декабре за молоко лучшего качества продавалось за 38 центов, это очень хорошая цена, она превышает среднюю плату в Евросоюзе. Самая низкая закупочная цена молока составляла 22 цента. Эта разница значительна", - признает Галвановска.
Экспорт растет, внутренний рынок сжимается
Только в 2019 году оборот молочной отрасли впервые достиг и даже несколько превысил показатели, предшествовавшие введению в России продуктового эмбарго в ответ на санкции ЕС в 2014 году. Ранее более трети экспорта латвийских молокопроизводителей приходилось на российский рынок.
"За одиннадцать месяцев прошлого года мы продали на экспорт больше молокопродуктов, чем за весь прошлый год, за рубежом продано продукции на 147 миллионов евро.
Латвия также экспортирует свежее молоко и в Польшу, и, в основном, в Литву. Этот объем в 2019 году, по сравнению с 2018 годом, немного снизился", - рассказал Янис Шолкс.
Он отметил, что 37% всего молока вывозится в Литву, а остальное остается в Латвии и перерабатывается. Примерно половину молокопродуктов продают на местном рынке, а вторая половина идет на экспорт.
Больше всего в 2019 году выросли экспортные объемы сыра, продуктов из молочной сыворотки, снятого молока, промышленных молокопродуктов. "Якорные" страны для латвийского экспорта – это Литва, Польша, Германия и Великобритания.
Местный рынок стабилен, но имеет тенденцию к сокращению, тем более что на него выходит все больше молокопроизводителей из Эстонии, Литвы и Польши.
Как рассказала глава отдела маркетинга молокоперерабатывающего предприятия Food Union, в прошлом году компания больше всего производила молоко, кефир и сметану – именно эти продукты чаще всего попадают на стол латвийцев, и изменения в спросе на них минимальны. С точки зрения спроса уже много лет крайне популярными остаются творожные сырки. Немного снизилось потребление маргарина, но в целом выбор покупателей остается неизменным.
"Мне кажется, латвиец более консервативен в том, что касается основной молочной группы – молока, сметаны, творога, и больше экспериментирует, если дело касается йогуртов и, конечно, мороженого", - объяснила Ражинска.
Примерно десять процентов продукции предприятия идет на экспорт. Ближайшие рынки сбыта – это соседние Литва и Эстония.
"Мы также экспортируем в скандинавские страны, США и даже в Австралию. Но более крупные экспортные рынки – это Азербайджан, Украина и Великобритания", - рассказала представитель Food Union.
Усилия бизнеса и торговые войны
Глава Центра содействия сельскохозяйственному рынку, ассоциированный профессор Ингуна Гулбе объясняет рост экспорта двумя причинами.
Во-первых, хорошо поработали предприниматели – от фермеров до переработчиков и торговцев на мировых рынках.
"Наши молокопроизводители – крестьяне – быстро модернизируются, развиваются. Надой с одной коровы растет очень быстро. Стада становятся больше, эффективнее, с большими надоями. Поэтому и молочные продукты можно предложить более качественные, более хорошие, более удобные. Переработчики думают, чтоб делать – участвуют в выставках, ездят в (бизнес-)миссии, ищут свои рынки", - сказала Гулбе.
Во-вторых, меняется и ситуация на мировых рынках – в ЕС в прошлом году хорошо росли экспортные показатели, Китай увеличил импорт из Европы.
"Они там боролись с Америкой. И пока эта (торговая) война война там шла, европейские компании, в том числе латвийские молокопроизводители заняли этот рынок", - объяснила Гулбе.
Однако она признала, что переработка по-прежнему остается слабым местом молочной отрасли. Здесь два крупных рынка, которые могут выходить на экспортные рынки с промышленными продуктами: это Preiļu siers и Latvijas piens.
Страны Балтии инвестируют в молочную продукцию: Латвия пока отстает>>