РИГА, 29 янв — Sputnik. Новая Еврокомиссия хочет быть ближе к народу, а посему решила водрузить на свои знамена девиз борьбы за социальную справедливость, пишет BB.lv. В представлении еврочиновников "все работники должны получать справедливую зарплату, которая обеспечивает достойный уровень жизни".
Правда, Брюссель немедленно оговорился. Пока он не предлагает ни конкретного размера минимальной зарплаты для Евросоюза, ни четкой схемы для его внедрения. На первых порах обсуждения главное — убедить всех членов ЕС и их институты социального партнерства в том, что такой минимум действительно необходим.
Огромная разница
Пока разница между странами ЕС в том, что касается размера минималки, очень велика. В некоторых случаях она достигает девяти раз. Правда, если пересчитать минималку в паритете покупательной способности, то максимальная разница уменьшается до трех раз.
К примеру, в Люксембурге минимальная зарплата составляет 2 тысячи евро, но из–за дороговизны услуг и товаров в магазинах, на эти две тысячи можно приобрести примерно тот же набор, что и, допустим, в Германии на 1,5 тысячи.
В Латвии, напомним, минимальная зарплата не менялась давно и составляет сейчас 430 евро. Меньше минималки только в Болгарии и Румынии. Мы уже сильно отстали и от других стран Балтии, где минимальный размер оплаты труда давно перевалили за 500 евро.
Но если кто–то полагает, что скоро придет добрый дядя еврокомиссар и достанет из мешка для каждого по пачке евро, то он, скорее всего, ошибается.
Не пущу!
Установление размера минимальной зарплаты — это важный инструмент развития в странах с рыночной экономикой. Естественно, любое правительство очень обидится, если этим инструментом вместо него будет орудовать кто–то другой. Так что если Брюссель вдруг полезет в гости со своими расчетами, то вполне ожидаемо встретит жесткое сопротивление.
Непонятно также, что делать с государствами ЕС, в которых вообще нет никакой минимальной зарплаты. Это Австрия, Италия, Кипр, Дания, Швеция и Финляндия. В этих государствах действует так называемая система коллективных договоров. По этой схеме работники через профсоюзы сами договариваются с работодателем о том, сколько им будут платить.
Наивные надежды
Так что, скорее всего, проведя заявленные консультации, Брюссель ограничится тем, что установит некие общие требования к минимальным зарплатам. Это могут быть, например, условия, что минималка не должна быть меньше 40% от средней зарплаты по стране или отрасли, или что–нибудь еще в этом роде.
Но, скорее всего, дело не дойдет и до этого. Еврокомиссия ограничится благими намерениями, вроде того, что минимальная зарплата должна быть "справедливой", "достойной" и прочее, в духе "пусть всегда будет солнце". Никто и не ждет от Брюсселя, что он решит все проблемы, ну а еврочиновникам красивый пиар обеспечен.
Ну и совсем наивны надежды, что власти ЕС введут единый размер минималки для всего Евросоюза. Уровень производительности труда от страны к стране отличается так сильно, что было бы экономическим самоубийством устанавливать, скажем, для той же Латвии размер такой минимальной месячной оплаты труда, как, допустим, в Ирландии, — 1656 евро. Ну а если ирландцам положат в месяц наши 430 евро, то надо ждать тогда на Изумрудном острове такого народного бунта, по сравнению с которым буза французских желтых жилетов покажется утренником в детском саду.
Ждать еще год?
Еще минувшим летом наш кабмин вовсю обсуждал возможное повышение минималки с нынешних 430 евро до 500. Но скоро идея была отброшена.
В настоящее время минимальная зарплата в Латвии крайне мала по сравнению с балтийскими соседями. В Литве она составляет 607 евро, в Эстонии — 584 евро.
Латвийский Минфин, однако, указывает, что можно минимальную зарплату повысить до 500 евро только с 2021 года — "для повышения конкурентоспособности и сокращения теневой экономики".
"Повышение минимальной зарплаты является одним из важнейших стимулов после льгот по подоходному налогу с населения, чтобы поддержать людей с низкими доходами. Это важно не только для уменьшения неравенства, но и одновременно способствует уменьшению теневой экономики и увеличивает бюджетные поступления" — говорится в докладе министерства. Отчего же не повысили минималку, раз это такой "важный стимул"?