РИГА, 1 ноя — Sputnik. Политика Евросоюза, направленная на сокращение выбросов СО2 при одновременном увеличении объемов потребления электроэнергии ставит Польшу в сложное положение – в настоящее время около 80% генерации электроэнергии в стране происходит на угольных электростанциях. Спасением может стать строительство собственной АЭС, пишет министр энергетики Польши Кшиштоф Тхужевский на страницах издания Wszystko Co Najważniejsze.
Членство Польши в Евросоюзе и общемировой подход в вопросах экологии и предотвращения изменения климата не могут не влиять на польскую энергетическую отрасль, отмечает министр. В 1990-х 98% вырабатываемой в Польше электроэнергии приходилось на электростанции, которые работают на угле. Через 27 лет эта доля снизилась до 80%, однако растущие цены на топливо и стоимость квот на выборы СО2 через несколько лет могут привести к повышению стоимости электроэнергии в Польше на 30-40%, указывает Тхужевский.
Развитие энергетики на возобновляемых источниках кардинальным образом не может исправить ситуацию. Например, этим летом, когда в Европе в течение длительного периода времени сохранялась сухая и жаркая погода, доля электроэнергии, выработанной ветрогенераторами, составила всего 4%, а в некоторые периоды, когда ветра почти не было, она и вовсе падала практически до нуля. В среднем, ветрогенераторы выработали только 14% от своего потенциала – из-за безветренной погоды, пишет министр.
Проблему сокращения выбросов CO2 могли бы решить электростанции, работающие на природном газе. Однако для развития этого вида ТЭС необходимо инвестировать и в газораспределительные сети, и строительство подземных хранилищ газа, подходящих геологических условий для которых на территории Польши нет, говорится в статье.
Кроме того, для развития сети газовых ТЭС необходимо найти и дополнительные источники топлива. Тхужевский указывает, что одна ТЭС мощностью 1000 мегаватт нуждается в более чем одном миллиарде кубометров газа в год.
Однако польское правительство регулярно заявляет о желании сократить зависимость энергетики от поставок "Газпрома", а газопровод Baltic Pipe, который должен соединить Польшу с Данией и по которому должен пойти норвежский газ, еще не построен. Не начались в Польшу и поставки СПГ из США, хотя контракт уже подписан, однако сам завод, с которого планируется экспорт сжиженного природного газа, еще не построен. Кроме того, СПГ значительно дороже трубопроводного топлива из России, и эксперты считают, что Польша, вероятнее всего, будет перепродавать купленный в США СПГ в Азии, где цена на топливо гораздо выше.
В этой ситуации выходом для налаживания стабильного функционирования польской электроэнергетики министр видит строительство АЭС. Тхужевский отмечает, что Польша в настоящее время - единственная страна из Вышеградской группы, которая не использует атомную энергию.
Предвидя возражения против строительства АЭС из-за опасений катастроф, подобных "Фуксусиме", Тхужевский приводит свои доводы: вероятность сбоев в работе ядерных реакторов последнего поколения очень мала – один случай на 400 миллионов. Ядерная отрасль характеризуется очень высокими стандартами безопасности – как космическая и авиастроительная. Кроме того, для Польши ядерная энергетика даст возможность реализовать и другие высокотехнологические продукты, которые в масштабе всей экономики помогут создать новые рабочие места и продукты с высокой добавленной стоимостью.
Тхужевский сообщил, что министерство энергетики подготовило поправки в программу польской атомной энергетики, которые будут представлены Совету министров до конца 2018 года.
Согласно ранее опубликованным расчетам, рациональным было бы строительство в стране атомной электростанции из трех блоков суммарной мощностью около 4,5 тысячи мегаватт до 2040 года.