Президент Литвы Гитанас Науседа на форуме в Давосе обсудил с управляющим Японского банка международного сотрудничества Тадаши Маедой возможность финансирования проекта Rail Baltica и работ по синхронизации национальной энергосистемы с европейскими сетями.
Латвия отстает на 4 года: проект Rail Baltica может остаться без европейских денег >>
Япония уже проявляла интерес к проектам в Прибалтике, но на практике это ничем не заканчивалось, напомнил в интервью Sputnik Литва старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
"В большинстве случаев Япония предлагает инжиниринговые услуги, у страны действительно хорошие компетенции и в организации скоростного железнодорожного сообщения, и в развитии электросетей. Японцы также предлагают предоставить финансирование, но под гарантии возврата капитала", - констатировал Кондратьев.
Эксперт напомнил, что Япония, в частности, интересовалась строительством электростанции в Литве - для замещения мощностей выведенной ранее из эксплуатации Игналинской АЭС.
"На примере переговоров вокруг строительства новой электростанции стало понятно, что это ни к чему не приводит. Япония просит, чтобы предоставленное ей долговое финансирование было гарантировано государством. Правительства Литвы, Латвии, других стран на это практически не соглашаются. Достаточно высоки риски, что проект будет бездоходным или все пойдет совсем не так, как показывается на красивых слайдах презентации, а долг придется платить государству", - объяснил Кондратьев.
В сентябре прошлого года Науседа уже обсуждал с Маедой возможность инвестиций японской стороны в литовскую экономику. В октябре профильные министерства подписали меморандумы о двустороннем сотрудничестве в области энергетики и высоких технологий.
Согласно прогнозу британской аудиторской компании Ernst & Young от 2017 года, Rail Baltica должна принести прибыль в размере 16 миллиардов евро при вложениях в 5,8 миллиарда. Свежие расчеты экспертов показали, что Rail Baltica понесет не менее четырех миллиардов евро убытка.