Беларусь купила у Норвегии партию нефти в 80 тысяч тонн для нужд НПЗ "Нафтан". Сырье танкером доставят в литовский порт Клайпеда, предположительно, в среду, 22 января, а затем по железной дороге переправят на нефтеперерабатывающий завод.
Как пропагандистский жест, приобретение Беларусью норвежской нефти выглядит красиво, как стратегия - провально, заявил в эфире радио Sputnik руководитель центра "Международная энергополитика" Юрий Солозобов.
"Беларусь потребляет одну десятую часть российского экспорта нефти, ей необходимо 23 миллиона тонн: пять-шесть миллионов тонн - для собственного выживания, а остальное идет на переработку", - объяснил Солозобов.
По его словам, с точки зрения международного рынка Беларусь выглядит гигантским поставщиком бензина в Евросоюз.
"У Минска очень большие контрактные обязательства, он должен их выполнять, и поэтому нефтеперерабатывающие заводы должны работать. Эти заводы "заточены" под российскую нефть Urals, поэтому другую Беларуси покупать очень проблематично. Норвежская нефть хороша тем, что близка по своим параметрам к российской - не требует переналадки НПЗ. Но 80 тысяч тонн – это капля в море. Нужно принимать два таких танкера в неделю, чтобы закрыть потребности самой республики, не говоря уже о потребности переработки", - объяснил Солозобов.
Закупленная партия норвежской нефти обеспечит потребности белорусского НПЗ "Нафтан" чуть более, чем на три дня. Для загрузки одного "Нафтана" требуется около девяти миллионов тонн ежегодно, это примерно 25 тысяч тонн в день. Другой белорусский НПЗ - Мозырский - перерабатывает до десяти миллионов тонн нефти в год.
Москва приостановила поставки нефти в Беларусь с начала 2020 года, потому что стороны не смогли достичь соглашения по стоимости сырья.