Это было похоже на бегство, отмечает автор радио Sputnik Михаил Шейнкман. Швейцарская компания AllSeas, что значит "все моря", решила для себя, что Балтику лучше из этого списка вычеркнуть. Точнее, так решили за нее в далекой от этой географии стране.
Но слишком многое одного из основных подрядчиков "Северного потока - 2" (трубы для газовой магистрали укладывает) с той страной связывает. Там и штаб-квартира, там и счета, там и большие интересы. В общем, поймите нас правильно, ничего личного - только бизнес, хотели сказать они заказчикам в Германии и в России. Но не успели. Надо было срочно сматывать удочки.
Сразу после того, как Дональд Трамп подписал военный бюджет с санкциями против второго Nord Stream, AllSeas объявила, что берет паузу в ожидании разъяснений. А уже через сутки, к 23 декабря, их суда как ветром сдуло. В компании не уточнили, на какое время. Сообщили только, что свою балтийскую группировку они расформировали.
А какие к ним могут быть претензии? Ну кроме финансовых за срыв контракта. Ведь вряд ли в нем силовое вмешательство в коммерческий проект третьей стороны значится как форс-мажор. А это именно силовое вмешательство, коль проходят наказания по линии Пентагона, стало быть, как "последний довод королей".
В остальном швейцарцев не стоит судить строго. На философии "если что, то моя хата - в Альпах" их вековой нейтралитет и держится. Они потому такие богатые, что такие умные. Так что не удивили. Где тонко, там и рвется. А тут, извините, одни кантоны. Хотя, получается, не только они. Ведь и Штаты можно считать штопаными. Белыми нитками. Шьют Евросоюзу свою как бы заботу о его энергетической независимости от российского газа, как кобыле хвост. В том смысле, что как художник бывает от слова худо, так и их "диверсификация" - от слова диверсия. Причем в тот момент, когда до немецкого берега оставалось каких-нибудь сто километров.
Санкции - это, конечно, препятствие. Но, скорее, даже не бомба под проект, а камень. Наверное, споткнемся. Однако у России есть кем импортозаменить швейцарцев. "Академик Черский" подойдет для работ в датской акватории, "Фортуна" – для немецких вод. Запуск магистрали придется перенести на вторую половину 2020 года. Но главное, что мы и это перенесем. А Nord Stream на то и поток, чтобы смыть даже то, что не тонет.