Латвийским портам ищут "правильных" управляющих: что будет с российскими грузами

© Sputnik / Sergey MelkonovВентспилсский свободный порт
Вентспилсский свободный порт - Sputnik Латвия
Подписаться
Санкции США вряд ли будут сняты с Вентспилсского порта до тех пор, пока он не перейдет под управление "правильных" представителей; кто будет договариваться о грузопотоке (а большая часть из них имеют российское происхождение) – большой вопрос

РИГА, 11 дек — Sputnik, Дмитрий Олейников. Кабинет министров Латвии на внеочередном заседании 11 декабря принял решение призвать Сейм в срочном порядке внести в закон о портах поправки, предусматривающие, что контроль над Вентспилсским и Рижским портами перейдет к государству. В ходе последующего общения с журналистами, обнаружились, что в проекте имеются интересные особенности.

О чем сказал премьер

Заседание правительства было недолгим, что даже странно, учитывая важность вопроса – ведь на кону стоит значительная доля ВВП Латвии. А после премьер-министр Кришьянис Кариньш и министр сообщения Талис Линкайтс вышли к журналистам, чтобы ответить на вопросы.

Депутат Рижской Думы Сандрис Бергманис - Sputnik Латвия
"Похоже на рейдерский захват": Бергманис готов судиться из-за Рижского порта

Премьер назвал три основные причины, по которым было принято решение перенять порты под контроль государства.

"Если до этого управление портами было частично в руках самоуправлений, частично – государства, в будущем все это перейдет в руки государства. Почему это делается? Есть три большие темы, которые взаимосвязаны. Первая – это коррупция и борьба с коррупцией. Вторая – введение модели "хорошего управления", и третья – объективный факт международных санкций", - сказал Кариньш.

Иными словами, чем быстрее, по логике премьер-министра, от какого-либо участия в портовой жизни отстранят "персон, попавших в санкционные списки", а речь может идти только об одной персоне – мэре Вентспилса Айварсе Лембергсе – тем скорее США пересмотрят свой список и отменят ограничительные меры в отношении порта Вентспилса.

В чем логика?

Затем последовали вопросы от журналистов. Премьера попросили объяснить логику действий в отношении Рижского порта. Можно понять, что в случае с Вентспилсским портом государство, перенимая его под контроль, надеется разорвать всякую связь между портом и "главным героем санкционного списка от Латвии" Айварсом Лембергсом. Но при чем тут Рижский порт? У премьера есть информация, что Айварс Лембергс участвует в каких-то проектах в Риге или влияет на принимаемые там решения?

Мэр Риги Олег Буров - Sputnik Латвия
Буров: государство забирает контроль над Рижским портом не из-за Лембергса

На это Кариньш ответил следующее: "Я не могу это комментировать, у меня нет такой информации – есть или нет". Продолжая комментарий, премьер отметил, что санкции США просто опередили естественное развитие событий – еще в правительственной декларации говорится, что министерство сообщения намерено внести изменения в структуру управления портами.

Министр сообщения Талис Линкайтс, отвечая на этот же вопрос, сказал, что "на территории Рижского порта работают разные терминалы, и есть сигналы, что лица, включенные в санкционный список напрямую или косвенно влияют на отдельные структуры в Рижском порту".

Главу правительства и министра также спросили, почему Рижский и Вентспилсский порты переходят под контроль государства, а Лиепайский (третий по величине порт Латвии) - нет? Линкайтс в ответ заявил, что Лиепайский порт работает успешно, там в адрес предприятий и бизнесменов нет никаких нареканий.

Премьер-министр продолжал отрицать, что санкции США в отношении мэра Лембергса появились "вовремя", и не без участия представителей правительства. Ранее Кариньш утверждал, что эти санкции стали неприятным сюрпризом. Сейчас же, на пресс-конференции, премьер, говоря о сотрудничестве между латвийскими и американскими государственными структурами, отметил: "Наши представители находятся в контакте с соответствующими государственными органами США, которые отвечают за санкции, мы, как государство, сотрудничаем на всех уровнях…"

Грузовой порт в Риге - Sputnik Латвия
Безбородов: низкий поклон латышам, KPI по переводу грузов в РФ выполняется со свистом

Заявление премьера выглядит по меньшей мере странным – если сотрудничество тесное, то почему латвийское правительство допустило доведение ситуации до крайней меры – открытое включение порта в санкционный список? Ведь поправки к закону можно было провести, например, и месяц назад, не осложняя работу транзита? (Сейчас счета управления Вентспилсского свободного порта "закрыты" по требованию Комиссии рынков капиталов и финансов, то есть работа порта значительно осложнена).

Не сильно прояснил ситуацию и министр Линкайтс, которого спросили, что конкретно изменится в портах после того, как они перейдут по государственный контроль. Министр ответил, что, по сути, ничего – сейчас порты управляются представителями самоуправлений и государства (в равных долях, по количеству мест в правлении), а останутся только государственные представители: "И это все. В принципе, по юридическому регулированию, ничего не меняется".

ГАО "Латвийские порты"?

Согласно аннотации к поправкам к закону о портах, планируется учредить новую компанию, в которой 100% капитала будет принадлежать государству. "Планируется, что в новоучрежденном обществе все акции с правом голоса будут принадлежать государству, что акции с правом голоса нельзя приватизировать, отчуждать, закладывать или отягощать иным способом… Решение о держателях долей капитала примет кабинет министров… На учреждение общества капитала из госбюджета необходимо выделить до 35 500 евро", - говорится в аннотации к закону.

Янис Борданс - Sputnik Латвия
Борданс: санкции США эффективны, но я тут ни при чем

Сам законопроект очень короткий. Но, как обычно, большие полномочия в принятии решений даются именно правительству, которое в рамках правил кабинета министров сможет в значительной степени влиять на структуру управления портами.

Такое случалось не раз. Последний и самый громкий пример - афера с компонентом обязательной закупки электроэнергии. Парламентская комиссия по расследованию этой схемы уже пришла к выводу, что массовая переплата средств за электроэнергию стала возможна благодаря тому, что "качественный закон" лишь поверхностно описывал порядок работы, а все детали были "отданы на откуп" чиновникам. На уровне которых и произошло искажение изначально правильной идеи.

Гарантий, что все не повторится на этот раз, только с портами, нет.

Вопрос с портами крайне политизирован изначально. Айварс Лембергс открыто называет все происходящее "вмешательством Соединенных Штатов во внутриполитические процессы в Латвии", а давление на него, как считает мэр, вызвано усилиями министра иностранных дел Эдгарса Ринкевичса и министра юстиции Яниса Борданса. Учитывая, что новая структура и ее руководство получат практически неограниченную власть над двумя крупнейшими портами Латвии, встает вопрос - кто же окажется в этой новой компании.

Что будет?

Эксперты высказывают разные мнения. Одни полагают, что порты уже давно должны управляться из общего ГАО, часть акций которого может котироваться на бирже, как, например, это происходит в случае с Таллиннским портом. Но пока латвийские порты – и Рижский, и Вентспилсский – имеют статус бесприбыльных обществ.

Свободный порт Вентспилса - Sputnik Латвия
Домбровский: Латвию внесли в черный список

А вот что написал в Facebook Вадим Баранник, депутат Рижской думы и бывший член правления Рижского свободного порта: "Следующим шагом резко падает грузооборот в портах, после чего государство с радостью избавляется от них в пользу "иностранного инвестора с безупречной репутацией" по цене зданий правлений Рижского и Вентспилсского портов. Хорошо, если еще не приплатят. Знаем, проходили уже. И судя по тому, что планируется экстренное создание ГАО (по принципу - все в дом!), а не просто увеличение числа государственных представителей в портах, инициаторы безобразия абсолютно не доверяют ни своим партнерам по коалиции, ни жителям Латвии в целом".

И как тут не учитывать геополитический фактор – санкции США вряд ли будут сняты с Вентспилсского порта до тех пор, пока он не перейдет под управление "правильных" представителей. Кто в таком случае будет договариваться о грузопотоке (а большая часть грузов имеют российское происхождение) – это вопрос ближайшего будущего.

Лента новостей
0