РИГА, 19 ноя — Sputnik. Служба государственной безопасности Латвии 11 ноября передала в прокуратуру дело против гражданина Латвии Александра Филея о публичном отрицании "оккупации" Латвии и восхвалении "военных преступлений СССР". По этой статье Филею грозит лишение свободы на срок до пяти лет, кратковременное лишение свободы, принудительные работы или денежный штраф.
СГД просит прокуратуру начать уголовное преследование гражданина Латвии по статье 74.1 Уголовного закона Латвии, сообщается на сайте ведомства. Имя и фамилия лица не называются, но сообщается, что дело связано с публикацией 17 июня в Facebook записи, в которой лицо, по оценке СГБ, избирательно выделяет и интерпретирует исторические события в своих интересах, отрицая "оккупацию" Латвии.
Ранее сообщалось, что СГБ начала уголовный процесс против члена правления Русского союза Латвии и организатора "Тотального диктанта" в Латвии Александра Филея. Поводом послужил пост Филея в Facebook от 17 июня, в котором он поздравил латвийцев с памятной датой. "Ровно семьдесят девять лет назад в Латвию, погруженную в диктаторской режим, который строился на принципах свирепого национализма, был введен ограниченный контингент Красной армии. Этот акт привел к скорому установлению советской власти", - написал Филей, отметив, что Латвия "была вовсе не против стать советской". Филей указал, что эту дату надо уважать и почитать, поскольку она "принесла надежду и вторую жизнь". "В том числе и еврейским семьям, попавшим под высылки в Сибирь. Оставшимся в Латвии завидовать было нечего", - говорится в тексте.
Поводом для заведения уголовного дела послужило любопытство неудавшегося европарламентария и представителя "Нового Единства" Дмитрия Голубева, который подал кляузу в СГБ.
Перспективы дела
Юрист, правозащитник Латвийского комитета по правам человека Александр Кузьмин в комментарии Sputnik Латвия заявил, что основания для возбуждения дела против Филея, по его мнению, нет. Филей лишь высказывал свою точку зрения на события 40-го года в Латвии, отметил Кузьмин.
"В Уголовном законе Латвии есть очень расплывчатая статья, которую пытаются использовать, - об отрицании или прославлении преступлений против человечества, но когда Александр Филей упоминал депортации 41-го года, он не хвалил их в этой статье, он просто говорил, что те жители Латвии – евреи, которые не пострадали от сталинских депортаций, оказались в еще худшем состоянии – они были уничтожены во время Холокоста", - сказал Кузьмин.
По его мнению, дело дойдет до суда, но суд в Латвии – более независимая инстанция, нежели СГБ, поэтому у Филея хорошие шансы доказать несостоятельность обвинений в свой адрес. "В суде большинство похожих дел заканчивались оправданием - так было с Илларионом Гирсом, известным юристом, так было с Евгением Осиповым и Александром Гильманом", - напомнил Кузьмин.
По его словам, даже если в Латвии суд не встанет на сторону Филея, у того есть хорошие шансы выиграть процесс в ЕСПЧ.
По словам публициста, общественного активиста Владимир Линдермана, поскольку вступление частей Красной армии на территорию Латвии не является ни актом геноцида, ни преступлением против человечности, ни военным преступлением, доказать вину Филея в суде будет невозможно, потому что никакой вины фактически нет.
Преступлением против мира принято считать планирование, развязывание и ведение агрессивной войны в нарушение международных соглашений. Контингент Красной армии вошел в Латвию на основании Договора о взаимопомощи, заключенного между Советским Союзом и Латвией в октябре 1939 года, пояснял Линдерман. Филей в своей публикации оправдал и прославил событие, которое Уголовный закон Латвии не запрещает ни оправдывать, ни прославлять.
В свою очередь, в партии РСЛ подчеркивали, что расценивают дело Филея "как нарушение права на свободу слова в латвийском обществе", и пообещали оказать Филею всю необходимую помощь и поддержку.
В странах Балтии регулярно заявляют о "советской оккупации", в Москве с такой постановкой вопроса категорически не согласны.
Руководство России неоднократно заявляло, что об оккупации стран Балтии в 1940 году СССР не может быть и речи. МИД РФ пояснял, что рассматривает присоединение Прибалтики к СССР как соответствовавшее нормам международного права того времени.
По мнению ведомства, термин "оккупация" здесь не может быть использован, поскольку между СССР и прибалтийскими государствами не велось военных действий, а ввод войск осуществлялся на договорной основе и с явно выраженного согласия существовавших в этих республиках властей.
Кроме того, в Латвии, Литве и Эстонии во все время их пребывания в составе Советского Союза (за исключением времени оккупации Германией в годы Великой Отечественной войны) действовали национальные органы власти.