Особо патриотически бдительные товарищи вообще считают, что такие жалобы — не что иное, как инструмент Кремля, который из кожи вон лезет, чтобы доказать: Латвия — государство неудавшееся и в ней все плохо, особенно — отношение к национальным меньшинствам.
Язык до Берлина доведет
Примеры? — Пожалуйста. Как раз на днях встретила старую знакомую. Они с семьей собираются на постоянное место жительства в Германию. Решили, так сказать, связать свою судьбу, в первую очередь судьбу детей, с этой страной развитого (а не недоразвитого) капитализма.
Вроде сделать это не так трудно, западные границы у нас открыты, рабочая сила перемещается, куда и как ей заблагорассудится. Но это если у вас муж — гражданин. У моей знакомой Алены муж — обладатель фиолетового паспорта негражданина. И ему для переезда на ПМЖ в другую страну ЕС необходимо получить статус постоянного жителя Евросоюза.
Пошел он за этим документом в Управление по делам гражданства и миграции (УДГМ). Отсидел четыре часа в очереди: специалист по оформлению ПМЖ в ЕС один, а желающих — много. Но заветного статуса ему так и не присвоили. Дело в том, что он получал свое удостоверение "на категорию", подтверждающее знание латышского языка на должном уровне, одним из первых, в самом начале 90-х. Но теперь оно устарело, и УГДМ отказывается его принимать. Надо пересдавать экзамен по латышскому. Зачем, где смысл? — Положено по закону!
Дело в том, что негражданин ЕС приравнивается в данном случае к гражданам третьих стран и должен владеть каким-либо официальным языком ЕС. А выпускать на просторы ЕС "бракованных", не владеющих госязыком жителей — последнее дело. Понятно, что в Латвии государственный язык — латышский и выбора между ним и немецким или английским никто не предоставляет.
Гражданин Атлантиды
"В соответствии с законом, гражданами третьих стран считаются лица, которые не являются гражданами Латвии или другой страны — участницы Европейского союза, государства Европейской экономической зоны или Швейцарской Конфедерации. В Латвии, в соответствии с этим законом, гражданами третьих стран считаются все иностранцы и неграждане Латвии", — сказано на сайте УГДМ.
То есть неграждане Латвии у нас являются гражданами некой таинственной третьей страны, которой не найти на карте. Возможно, даже это та самая Атлантида, Земля Санникова, или страна "Безграждания".
Как же можно отпускать своего негражданина в Германию, не удостоверившись, что он владеет государственным латышским на положенном ему, негражданину, уровне?! Во-первых, латышский язык может ему понадобиться в Германии в любой момент. Он вполне может встретить в баварской пивной латыша и захочет поболтать с ним, порасспрашивать о жизни на родине. Или в приступе ностальгии пожелает спеть латышскую песню или даже гимн. Или вообще вернуться.
"А разве вот это не издевательство, — возмущается муж. — Ну зачем мне в Германии латышский? Проверяли бы уж тогда немецкий".
Казалось бы, государство Латвия старается избавиться от такого позорного явления, как негражане — чем их меньше, тем лучше. Так езжайте уже в Ирландии-Германии и не возвращайтесь!
Тем более что националисты ликуют каждый раз, когда публикуют свежую статистику по демографии. Из нее видно, что русскоязычные в Латвии вымирают/выезжают стремительнее, чем титульные. И радуются как дети, когда узнают, что в стране родилось меньше Вань, Артемов и Машенек. И вроде бы "утечка неграждан" должна всячески приветствоваться и поощряться. Еще и денег на проезд должны дать.
Но нет. В советской армии было такое понятие, как "дембельский аккорд". Например, надо было по-ударному потрудиться, чтобы сдать какой-то объект, вырыть траншею "отсюда и досюда" или подготовить себе на замену новобранцев. То есть заслужить свободу. И только тогда, когда "дембельский аккорд" был выполнен, солдат отправлялся на дембель. Так и в нашем случае. Словно у государства есть последний шанс поиздеваться над своим негражданином, и, вволю натешась, оно его наконец отпустит.
Бежать из-под венца
Поэтому наш герой тоже решил поиздеваться над государством, ухудшив ему статистику в плане количества граждан, навсегда уехавших в другую страну. Он решил сдать на гражданство. И дело не в принципе и не во вредности. А в том, что для кандидатов в граждане в нашей стране требования к знанию госязыка более щадящие, чем к негражданам. Первым надо сдать язык на уровень А-1, вторым — на А-2.
Есть в этом какой-то садомазохизм — поклясться в верности государству для того, чтобы тут же его покинуть. Разве это не все равно, что из-под венца сбежать к другому? Верно говорят — насильно мил не будешь.