РИГА, 26 сен — Sputnik, Андрей Татарчук. Через 74 года после окончания Второй мировой войны и почти 30 лет после развала социалистической системы в Восточной Европе жертвам нацистского Холокоста в республиках Прибалтики и Польше не вернули собственность, отнятую при немецкой оккупации. Проблемы, связанные с саботажем реституции в демократических балтийских государствах, обозначил на сессии ОБСЕ в Варшаве директор фонда "Историческая память" Александр Дюков.
Нацистский Холокост в Восточной Европе — от Польши до Беларуси — стал намного ужаснее, чем в Западной Европе, а Литва и Латвия стали центром этого ада. В Литве германские нацисты и местные коллаборационисты убили более 220 тысяч евреев.
В годы нацистской оккупации в Латвии было убито более 70 тысяч евреев — около 80% от всей довоенной диаспоры и практически все жители еврейской национальности, оставшиеся в июне 1941 года в надежде на "гуманизм" оккупантов. По всем волостям и краям на территории Латвии уже к лету 1942 года появились таблички Juden Frei! — "Свободно от евреев!". Рижскую синагогу вместе с шестью сотнями человек, согнанных из Рижского гетто, уже на четвертый день после занятия частями вермахта Риги сожгли шуцманы зондеркоманды Виктора Арайса, в которую вошел бывший национальный герой Гербертс Цукурс.
Более 20 тысяч узников концлагерей были убиты в Польше и Венгрии.
Кто в доме Мозеса Берковича живет?
Как прозвучало в докладе историка Александра Дюкова на варшавской сессии ОБСЕ, помимо массового геноцида имело место и массовое мародерство. Имущество расстрелянных в Бикерниеки и Румбуле узников Рижского гетто раскрадывали местные шуцманы, а практически вся недвижимость латвийских евреев была конфискована в пользу Третьего рейха уже в первый год оккупации.
После Великой Победы и до распада Советского Союза — СССР с его коммунистически отрицательным отношением к частной собственности эту проблему игнорировал.
Как известно, в Латвии только после восстановления государственной независимости в 1991 году начался процесс денационализации. Почти все довоенные собственники или их наследники вступили в права наследования, вернув свою недвижимость. Наследников довоенного имущества жертв геноцида перемены практически не затронули, за 28 лет независимости было денационализировано около 30 объектов еврейской недвижимости. Еще более 200 объектов, расположенных на всей территории Латвии, принадлежат государству и самоуправлениям — как, например, семейный дом лавочника Берковича из поселка Акнисте, в котором находится отделение Латвийской государственной почты.
Девятнадцать представителей семьи Берковичей были убиты односельчанами спустя 11 дней после оккупации территории Латвии — уже 18 июля 1941 года сельчане под командованием айзсарга (военизированная служба в буржуазной Латвии) Балтманиса отконвоировали 175 местных евреев в школу и на следующий день всех расстреляли. Имущество убитых было конфисковано и поделено между палачами. А в доме Берковичей сейчас по-прежнему работает Latvijas Pasts. Суд отказал проживающим в США наследникам семьи в праве на реституцию.
Политика между двух огней
Подобных историй — множество. Евреи не отказались от претензий, как это было принято в СССР. Сейм и правительство Латвии неоднократно обсуждали эту проблему с представителями Еврейской общины Латвии Аркадием Сухаренко, Дмитрием Крупником и латвийскими ребе. За 28 лет удалось оговорить только снижение суммы компенсации по программе реституции — с 48 миллионов евро до 40 миллионов, с формулировкой "в связи с возможностями государственного бюджета".
Компромисса достигли в политических переговорах, вызвавших ропот и упреки националистов. Антисемитизм в Латвии менее заметен, чем фактически легализованная и узаконенная русофобия. Но все же антисемитизм есть — кто иначе рисовал угрожающие надписи в подъезде латвийского журналиста Леонида Якобсона, кто вывесил табличку Juden Frei! на частном детском садике семьи политика Имантса Парадниекса? Кто пытался сделать из Гербертса Цукурса национального героя? Факт, что ежегодно 4 июля латвийский политический истеблишмент отдает дань памяти жертвам нацистов на месте сожженной зондеркомандой Арайса синагоги в Риге на улице Гоголя, по мнению сопредседателя Латвийского антифашистского комитета Иосифа Корена, является лишь формальным реверансом в сторону Германии и руководства ЕС, наблюдающих и жестко реагирующих на такие моменты.
Как заявил 24 сентября на заседании ОБСЕ в Варшаве историк Дюков, на фоне попыток ревизионизма и глорификации нацистов и местных коллаборационистов реституция недвижимости жертв Холокоста в Латвии превратилась в крайне болезненный процесс. Попытка в этом году завершить процесс реституции с более чем компромиссной суммой выплаты финансовой компенсации 40 миллионов евро за сотни объектов снова закончилась ничем. Парламентарии снова "задвинули" проблемный вопрос на будущее — коалицию Кариньша могут развалить бюджетные проблемы, сейчас всем опять не до еврейского имущества.
Красная линия 2020
Как напомнил на сессии ОБСЕ директор фонда "Историческая память", еще десять лет назад Латвия вместе еще с 46 странами ратифицировала Терезинскую декларацию. Согласно ее положениям, все имущественные вопросы, связанные с реституцией недвижимости или выплатой компенсации за отнятое нацистами в 1941 году должны быть разрешены. Эти вопросы уже закрыты в Западной Европе, Германия, Франция, страны Бенилюкс расплатились по счетам наследников жертв преступлений нацистов и местных коллаборационистов.
Как отметил Дюков, политикам Латвии стоит поторопиться: время, отведенное на реституцию, заканчивается. Слишком долго этот вопрос саботировался в Латвии — за 28 лет независимости сменилось уже больше одного поколения.
Что важно, к этому вопросу подключился Вашингтон, в котором очень сильное еврейское лобби. Так, 9 мая 2018 года президент США Дональд Трамп подписал документ Конгресса 447 Justice for Uncompensated Survivors Today (JUST). Он прямо ссылается на Терезинскую декларацию и обязывает Госдепартамент США принимать меры по ее выполнению. Здесь имеется возможность и почва для взаимодействия с дипломатами, исполнительными органами, лоббистами.
Учитывая политические узы Латвии и США, JUST должен стать той последней каплей, что смирит самых отъявленных латвийских национал-патриотов с тем, что отнятое 79 лет назад при шефах рейхскомиссариата Остланд Фридрихе Еккельне и Оскарсе Данкерсе имущество Латвия обязана вернуть. Спустя 18 месяцев после вступления закона JUST в силу, то есть уже в начале 2020 года, госсекретарь США обязан будет отчитаться перед конгрессом о его выполнении. Красная линия для Латвии как одной из базовых юрисдикций восточноевропейского Холокоста не где-то там за морем — дедлайн подкрался незаметно.