"Кто платит, тот и заказывает музыку" - под таким заголовком в газете Latvijas Avīze Гиртс Каспаранс разоблачает работников творческого цеха Латвии готовых "продаться за рубли", несмотря на непростые отношения с Россией.
Латыши гордятся своими оперными певцами и звездами классической музыки, заслужившими признание публики в Милане, Вене и Нью-Йорке. Но совсем иная картина наблюдается на поле поп-музыки.
Самые яркие латвийские звезды больше смотрят в направлении Востока, а не Запада. На Востоке они по-прежнему востребованы, в то время, как пробиться на Западе для них миссия почти невыполнимая.
С удовольствием продаются
Далее автор заостряет внимание на недавно отгремевшем в Юрмале фестивале Лаймы Вайкуле, который старается занять нишу, освобожденную "Новой Волной". Здесь плечом к плечу со звездами российской эстрады пели Интарс Бусулис, Лаурис Рейникс, Янис Стибелис. Для отечественных исполнителей это хорошая возможность показать себя российской публике, завязать отношения с воротилами российского шоу-бизнеса, чтобы затем по возможности заработать, выступая с концертами у восточного соседа.
После восстановления независимости Латвия переориентировала свой экспорт со стран СНГ на Евросоюз. Но в музыкальном бизнесе Prāta vētra, Бусулис и другие звезды по-прежнему предпочитают РФ.
Такой эксперт как Раймонд Паулс говорит о том, что на Западе у латвийцев шансов продвинуться никаких. "Я сам через все это прошел поэтому хорошо знаю как плюсы так и минусы. Не секрет, что важен финансовый фактор, так как в России нашим музыкантам платят большие деньги", - рассказал маэстро журналу Mājas Viesi.
Музыкальный журналист Дайга Межверсите рассказывает, что на Западе наши музыканты выступают в небольших клубах. В свою очередь для русской публике мы до сих пор "западные". Например музыка Паулса в России по прежнему фирменный знак, который узнают все, не только старшее поколение.
Знание русского языка
Певец Викторс Лапченокс добавляет, что сегодня пробиться на российский рынок не так и просто, ведь там и без того много сильных исполнителей. Уровень значительно вырос.
"В советское время мы могли собрать ребят и отправиться в турне по бескрайнему Советскому Союзу, так как знали, что на исполняемую нами музыку всегда будет спрос. В то время профессиональный уровень наших исполнителей был выше, чем в России, но сейчас они сравнялись", - говорит Лапченокс.
Межверсите считает, что в России больше везет тем, кто получил мощный толчок, показавшись на российском ТВ. Она вспоминает фестиваль "Юрмала" в котором выиграл Родриго Фоминс со своей группой и мог спокойно ехать выступать с турне по городам Советского Союза.
Музыкант Гунтарс Рачс подчеркивает, что латышским исполнителям найти контакт с публикой помогает знание русского языка. У Prāta vētra и Бусулиса есть песни на русском и они часто выступают на российских ТВ-шоу. Сам Рачс не согласен подчиняться требованиям, которые выдвигает российский рынок, у него был опыт сотрудничества с российским шоу-бизнесом, однако ничего путного из этого не вышло.
Выступление латышей за восточной границей стало объектом обсуждения в обществе после известных событий 2014. Тогда Prāta vētra многие объявили чуть ли не врагами народа. Дескать, своими концертами в России они косвенно поддерживали референдум о присоединении Крыма к России.
Правда, на это музыканты отвечали, что играют свою музыку людям, а не флагам или убеждениям и и считают, что культуре, как и спорту, надо стоять выше политики, ведь у нее прямая связь с людьми через язык сердца.
К этим аргументами присоединился и композитор Имантс Калниньш, который назвал критику музыкантов, выступающих в России, "мелким национализмом".
Статья заканчивается рассуждениями о том, что без финансовой поддержи государства в подготовке и воспитании звезд популярной музыки, завоевать западный рынок Латвии не удастся.
Латвия без мнения и равноправия
Какой бы маленькой ни была страна, ей надо иметь свой хребет, пишет Виктор Авотиньш в Neatkarīga Rīta Avīze.
Для этого надо уметь позиционировать себя на мировой сцене. В каждом собрании, в каждой компании надо уметь высказать свою позицию, свою точку зрения. Даже если эта компания нам не нравится. Пора перестать оправдываться своим комплексом неполноценности и невозможностью что-то сделать.
В связи с выше сказанным публицист выражает недоумение, почему официальная Латвия не воспользовалась возможностью высказать свое мнение на прошедшем в начале июля в Москве втором Международном форуме развития парламентаризма.
Латвия была представлена лишь на экспертном уровне (Эйнарс Граудиньш, Руслан Панкратов, Нормундс Гростиньш). Тем не менее представительство данного форума охватывает половину населения Земли. На нем были участники из 120 стран, присутствовали 400 лидеров национальных парламентов. На уровне Сейма никто из стран Балтии представлен не был. Субъективно Авотиньш считает это провинциализмом. За упущенную возможность продемонстрировать, а если надо, - защищать свое мнение.
В распоряжении автора имеются материалы форума. И на некоторых важных тезисах он решил остановиться подробнее. Частота и плотность вооруженных конфликтов за последние 10 лет в мире основательно выросли. Расходы на вооружение увеличились до 1,8 триллиона долларов (2,1% от мирового ВВП), удвоившись с 1988 года. Страны НАТО тратят на военные приготовления 53% этих денег.
Авотиньш считает, что контроля за этими процессами со стороны ООН, как и со стороны парламентов отдельных стран и международных организаций, сегодня явно недостаточно. ООН неспособна создать в мире единый механизм безопасности. Дестабилизация международных отношений, к сожалению, наши будни.
Другой важный момент: гиперглобализация привела к существенной концентрации экономической власти и богатства в руках невиданно малой группы людей, цитирует Авотиньш документы ООН. В то же время считается, что общества, в которых существует большое неравноправие, не эффективны, и их экономика никогда не будет успешной в перспективе. Многие из этих стран десятилетиями не могут выбраться из гражданских конфликтов, погрязли в преступности и социальной нестабильности. Согласие и солидарность общества там перестали существовать.
Подумайте, призывает публицист, в какой мере это относится к нам, к Латвии. Он уверен, что Латвии об этом пора подумать очень серьезно.
Что-то не так в убийстве Берзиньша
На днях стало известно, что в Марупе был убит адвокат, бывший судья - Улдис Берзиньш. Как заявил журналистам начальник главного управления криминальной полиции Госполиции Андрей Гришин, версия о том, что преступление было совершенно из-за профессиональной деятельности Берзиньша пока не рассматривается. Автор портала Pietiek.com считает это суждение непрофессиональным.
Полиции известно, что по крайней мере двое преступников ворвались в частный дом в Марупе, связали хозяйку 1940 года рождения и стали грабить жилище. Когда в дом вернулась супружеская пара, одетые в маски преступники пытались бежать, выстрелив несколько раз в направлении Берзиньша.
По словам Гришина, ведется активный розыск преступников. Полиция не сообщает, что было похищено в доме. Уголовный процесс начат по ст. 117 Уголовного закона - об убийстве при отягчающих обстоятельствах. Оружие, из которого стреляли преступники, на месте преступления не найдено, тип оружия установит экспертиза.
Вопросы на засыпку
Однако версия полиции вызывает ряд вопросов, пишет Pietiek.com. Из рассказа начальника криминальной полиции выходит, что правоохранители считают совершенно обычной вещью для преступников отправляться на кражу или, пускай, ограбление дома в масках и вооруженными. Зачем?
Также из рассказа начальника криминальной полиции можно сделать вывод, что эти вооруженные преступники отправляются обчищать частные дома в субботний вечер, когда пожилые хозяева, которые вряд ли собираются танцевать всю ночь, возвращаются домой или еще не спят.
Еще по рассказу начальника криминальной полиции получается становится ясно, что полиция в Латвии не сомневается в том, что вооруженные преступники могут заявиться в частный дом даже не попытавшись для начала последить за ним, и вообще ведут себя так глупо, что их застают на месте преступления хозяева.
Но это не все. Рассказ начальника криминальной полиции пронизан уверенностью в том, что вместо того, чтобы пригрозить хозяевам (разумным людям в годах, а не глупым подросткам) оружием, преступники, хоть и вооруженные, просто убегают, по пути пристрелив хозяина дома. Преступники, которые вроде бы явились, чтобы просто ограбить дом.
Проще говоря, это куда больше выглядит очередным заказным убийством адвоката, правда, оформленным иначе, чем смерть Бункуса.
Фантазии американско-латышского генерала
Еженедельник Ir пообщался с недавно получившим генеральские погоны Илмаром Леиньшем.
Обычно военачальники неохотно дают интервью, но здесь собеседник вышел на широкие обобщения: "Наша неприязнь к войскам СССР переросла в неприязнь к войскам как таковым. Думаю, что очень большим вызовом в самом начале было непонимание политической элитой и возможно также обществом того, зачем нужна армия. Мол, нет смысла. Погранохрана, Земессардзе - пусть будет что у памятника поставить и еще охранять границу, искать бандитов, - дальше этого никто не думал".
Далее Леиньш рассказывает о том, как Латвия мечтала о НАТО и двигалась к этой "мечте" с конца 1990 годов. А тем временем латвийские вооруженные силы были "клубчиком самоудовлетворения, чтобы заниматься военными парадами, и это все".
И тут Леиньш, родившийся в Америке, вспоминает так называемое им "российское вторжение в Грузию", которое, по его словам, якобы помогло Латвии "выполнить домашнюю работу". По словам Леиньша, после того как Минобороны Латвии научилось использовать ограниченный объем средств, ему "не нужен капитальный ремонт".
Кстати, американский латыш Леиньш не скрывает своего негативного отношения к джипам Humvee, которые сейчас, после отмены конкурса на закупку финских внедорожников Susu, могут навязать латвийской армии. В его заботы входит и новая камуфляжная форма: "Это важно для самочувствия солдат, и мы думаем о материалах одежды, могущих уменьшить тепловое, инфракрасное излучение".