Национальные вооруженные силы Латвии испытывают беспилотные летательные аппараты (БПЛА) местного производства, которые предназначены для расширения возможностей разведки и наблюдения, повышения точности артиллерийского огня и эффективности спасательных операций.
Внешне это выглядит как технологический рывок национальной оборонной промышленности и новый эпизод модернизации армии. Несколькими месяцами ранее Вооруженные силы Латвии уже закупили партию отечественных беспилотников компаний UAV Factory и Atlas Aerospace (детали контракта остались тайной).
Весной 2018 года дроны латвийской компании Atlas Dynamics получили престижную международную премию в области индустриального дизайна. Рынок БПЛА в Латвии за пять лет вырос в 12 раз, и оборот отрасли в 2019 году превысил 11 миллионов евро. Однако история успеха неубедительна.
Параллельно с победами Atlas Dynamics в области дизайна Вооруженные силы Латвии закупили в США три тактические беспилотные системы RQ-20A Puma на три миллиона долларов, что свидетельствует либо о дефиците патриотизма, либо о низких характеристиках отечественной продукции. В воздушном пространстве Латвии и других стран Балтии явно доминируют стратегические БПЛА Соединенных Штатов типа RQ-4B Global Hawk.
ТТХ – это судьба
В портфеле компании Atlas Aerospace есть несколько интересных предложений. Так, военный беспилотник Blue J способен летать шесть часов со скоростью до 140 километров в час. Радиус применения (дальность связи) – до 150 километров. В компании считают, что Blue J будет востребован в силовых ведомствах США и Европы, хотя, прямо скажем, тактико-технические характеристики (ТТХ) не выдающиеся.
Сопоставимый по размерам израильский аппарат Blue Horizon-2 способен улететь на 160 километров дальше, с более высокой скоростью, и к тому же выполнен с применение технологии "стелс" (малозаметен для радаров).
Латвийским дроностроителям сложно соревноваться и с американскими инженерами-конструкторами. Для сравнения: MQ-9 Reaper имеет практический потолок 15 тысяч метров и боевой радиус свыше четырех тысяч километров. Цена одного аппарата соответствующая – 30 миллионов долларов.
Подобные финансовые вливания недосягаемы для руководства Atlas Aerospace, мечтающего создать "айфон" в мире дронов, и "отгрызть" собственный сегмент рынка у китайской корпорации DJI и других глобальных конкурентов.
Серьезные проекты требуют времени и огромных средств, а инвесторы доверили Atlas Aerospace всего восемь миллионов долларов. По меркам высокотехнологичного производства - немного (если в "железе" - примерно шесть станков с программным управлением). В реальном мире специалисты Atlas Aerospace в 2018 году собирали 50 аппаратов в месяц.
Разумеется, все крупнейшие мировые производители дронов стремятся превзойти "айфон" (применительно к миру и к войне). Полет латвийских беспилотников к успеху не будет легким. Тем более что широкое использование беспилотных летальных аппаратов военными разных стран заставляет разрабатывать и военные средства противодействия – ударные (РСЗО малого калибра) и электронные (средства РЭБ). Это постоянная, напряженная и многомерная научно-исследовательская работа больших коллективов. Высокие технологии призваны приносить победу до сражения и даже без него.
В зоне действия подобных систем дроны вероятного противника полетят куда угодно, только не к цели. Насколько боеготовы балтийские беспилотники?
Момент истины
Не отрицая отдельных успехов БПЛА латвийской сборки в разведке артефактов Второй мировой войны на просторах Гренландии, необходимо заметить, что основные латвийские производители беспилотников – не вполне латвийские. Компания UAV Factory с 2009 года имеет офисы в Марупе (под Ригой) и в США, что говорит о многом.
Atlas Aerospace третий год разрабатывает и собирает аппараты из иностранных комплектующих непосредственно в Риге, но финансовая "мама" находится в Ирландии, а комплектующие производятся преимущественно в Китае. И компания лишь планирует открыть в Латвии завод карбоновых деталей. Сложно назвать все это достижениями латвийской инженерной мысли или коммерческим успехом коллектива в 60 сотрудников.
И все же летающая продукция латвийской сборки вряд ли выйдет на широкий международный рынок объемом 11 миллиардов долларов. Странам НАТО беспилотные системы поставляет преимущественно военно-промышленный комплекс США, и американцы наверняка не станут поощрять балтийских конкурентов.
На прочих рынках рижские БПЛА по многим параметрам проиграют китайским, израильским и другим изделиям с устоявшейся репутацией. Успех возможен лишь в узком интернациональном секторе разработки программного обеспечения.