РИГА, 21 авг — Sputnik. Беспилотный летательный аппарат, разработанный латвийской компанией SPH Engineering, помог найти брошенный после экстренной посадки и вмерзший в гренландский лед американский истребитель P-38 времен Второй мировой войны, сообщает сама компания.
Экспедицией, которая завершилась в июле, руководили Джим Салазар и Кен Макбрайд из американской некоммерческой организации Arctic Hot Point Solutions и Фонда репатриации павших американских солдат, участвовали Марио Карневале и Майлз Денфорт из американской компании Hager GeoScience и Янис Кюзе и Алексей Добровольский из SPH Engineering.
При поисках самолета, вмерзшего в лед на глубине около 100 метров, использовались интегрированные в единую систему радар зондирования земли, или GPR (ground penetrating radar) и беспилотный летательный аппарат — дрон. Еще до экспедиции в Гренландию разработанная SPH Engineering технология неоднократно тестировалась, но поиски вмерзшего в лед самолета позволили испытать ее в реальных условиях. Участники экспедиции разделились на две группы, одна из которых начала поиски самолета при помощи интегрированной системы GPR и дрона, а другая перемещала антенну GPR на санях по поверхности ледника.
Замеры обеих групп отличались всего на три метра. На основе этих данных были рассчитаны места бурения для зонда. Успех к экспедиции пришел в тот момент, когда со 104 метров удалось извлечь зонд с красной маслянистой жидкостью, в которой удалось распознать используемое в американской авиации гидравлическое масло 5606.
Пятнадцатого июля 1942 года с военной базы США в Гренландии вылетели восемь военных самолетов — шесть истребителей P-38 и два бомбардировщика B-17, но из-за плохой погоды они были вынуждены совершить экстренную посадку на леднике вдали от населенных пунктов. Через девять дней всех членов экипажей спасли, но самолеты пришлось оставить. В 1990-е годы удалось обнаружить первый самолет авиаотряда — P-38, его подняли и транспортировали в США, где отреставрировали.
Руководитель экспедиции Джим Салазар уверен, что примененные технологии они будут использовать и в следующей экспедиции в 2019 году.