Все законы коту под хвост: в Саулкрастах взбунтовались против СПГ-терминала

© Sputnik / Sergey MelkonovПорт Скулте
Порт Скулте - Sputnik Латвия
Подписаться
Статус национального объекта позволит компании, реализующей проект строительства СПГ-терминала, проигнорировать действующие законы, касающиеся Рижского залива и защиты окружающей среды

РИГА, 18 июл — Sputnik. За пять дней более 2,5 тысяч жителей подписались против постройки терминала сжиженного природного газа в Скултском порту и газопровода до Инчукалнского ПХГ. Однако у авторов проекта есть план, как все-таки реализовать проект – получить для него статус объекта национального значения и оставить тем самым принятие окончательного решения за правительством, пишет журнал Ir.

14 газовозов обеспечат всю Латвию

Автор проекта – компания Skulte LNG Terminal - хочет за 100 миллионов евро построить "самый дешевый терминал в мире". Планируется, что в Рижском заливе на расстоянии примерно 2,5 километра от берега будет расположен сам терминал, который сможет обслуживать грузовые суда с СПГ, а от него по 40-километровому газопроводу уже регазифицированное топливо пойдет до Инчукалнского ПХГ.

Видземский берег Рижского залива - Sputnik Латвия
СПГ-терминал в Скулте - не альтернатива газу из России, а удавка на шее жителей Латвии

"Нигде в мире невозможно построить такой дешевый терминал, поскольку нигде нет подземных газовых хранилищ так близко к морю, как здесь", - заявил гендиректор предприятия Ренарс Микельсонс.

В документах указано, что площадь терминала составит 30 на 285 метров, высота сооружения над водой 25 метров. Однако во время обсуждения проекта в Лимбажи длина терминала фигурировала уже другая – не 285 метров, а 45. Проектом предполагается, что в течение года терминал сможет принимать суда с СПГ вместимостью до 174 тысяч кубометров, мощность терминала составит до 4 миллиардов кубометров в год. Для регазификации СПГ, то есть, по сути, для его нагревания будет использоваться морская вода или сжигаться некоторый объем самого газа (по оценкам, не более 1,8% от объема), также для нагревания СПГ планируется использовать дизель-генераторы.

Газовая труба будет залегать на глубине не менее 20 метров. При этом, согласно проекту, на расстоянии 25 метров от трубопровода в каждую сторону должна быть создана защитная полоса, где должны быть вырублены деревья и отсутствовать постройки. Точный маршрут газопровода еще не определен.

Указывая на масштаб проекта, Микельсонс отметил, что один газовоз сможет доставить на терминал около 100 миллионов кубометров газа (объем после регазификации – ред.), при этом общее потребление этого топлива в Латвии составляет 1,4 миллиарда кубометров в год, что означает, что 14 газовозов смогут обеспечить страну годовым запасом топлива.

Откуда на терминал придет газ, будут решать торговцы, компания Skulte LNG Terminal планирует построить только инфраструктуру.

Необходимость постройки терминала авторы проекта обосновывают обеспечением альтернативы поставкам газа из России и энергетической независимостью Латвии, а также появлением конкуренции между поставщиками природного газа, которая снизит его цену для потребителей.

Жители против

В свою очередь инициативная группа в Лимбажи и Саулкрасты уже начала сбор подписей против постройки нового терминала - письмо с претензиями за пять дней подписало 2530 человек. На этой неделе оно было подано в Государственное бюро по надзору за окружающей средой.

Жители обеспокоены тем, как строительство терминала повлияет на окружающую среду, возможным шумом, нарушением ландшафта, возможными утечками газа или его взрывом, также они хотят знать, как будут рассчитываться компенсации владельцам частных территорий, через которые пройдет газопровод до Инчукалнса и будут ли они соответствовать рыночным ценам на землю.

Газовоз в Клайпедском СПГ терминале - Sputnik Латвия
Глава Скултского порта о строительстве СПГ-терминала: сначала экология, потом газ

Также противники проекта подчеркнули, что потребление газа в Латвии в последние годы сократилось на 30%, поэтому проект в основном служит интересам бизнеса реализующих его лиц, а не обществу.

Представитель инициативной группы противников строительства терминала Эдита Балоде заявила в эфире Латвийского радио 4, что жителей беспокоит, что владельцы компании смогут добиться признания проекта объектом национального значения и реализовать его без учета их претензий и экологического законодательства.

"В ходе презентации они (представители Skulte LNG Terminal – ред.) указали, что им, вероятнее всего, будет присужден статус объекта национального значения, который очень облегчает процедуру постройки газопровода. (...) В Латвии принято много законов, касающихся защиты окружающей среды, в частности — Видземского взморья и акватории. Над этим трудились целые министерства и другие организации, разрабатывали документацию, исследовали, как может развиваться Рижский залив, как его сохранить, как улучшить экосистему. Оказывается, параллельно кто-то другой просто думает, как через все это провести газопровод. (…) Если будет получен этот статус национального объекта, все эти процедуры и все законодательство, созданное в нашей стране и даже на европейском уровне — пойдут, извините, коту под хвост", — считает Балоде.

Возможность предоставления такого статуса проекту в Минэкономики пока не обсуждали, поскольку он находится на начальной стадии. Однако в целом на строительство терминала в министерстве смотрят положительно, поскольку реализация проекта позволит диверсифицировать источники поставки газа и укрепить энергетическую безопасность страны. Кроме того, в ведомстве учитывают, что этот проект планируется реализовать на частные инвестиции, без государственных вложений.

Комментируя скултский проект, премьер-министр Кришьянис Кариньш указал, что терминал может способствовать конкуренции на рынке, поэтому "нужно было бы рассмотреть" предоставление ему статус объекта национального значения, но одновременно подчеркнул: "каждый такой новый объект инфраструктуры должен быть способен работать на рыночных принципах", без субсидий.

Лента новостей
0