РИГА, 14 июл — Sputnik, Евгений Лешковский. Уже вторую неделю информационное пространство Латвии заполнено рассказами о самом крупном скандале последнего времени.
Скандал этот вспыхнул из-за того, что жителей городков и поселков Видземе, главным образом вдоль берега Рижского залива, фактически поставили перед фактом: напротив порта Скулте частная компания Skulte LNG Terminal планирует открыть газовый терминал, а через их участки протащить по земле трубу аж до хранилища в Инчукалнсе.
Только официальные СМИ об этом по большей части молчат, поскольку за проектом терминала СПГ "торчат уши" правящих в стране "Нового Единства", "Новой консервативной партии" (НКП) и "Для развития Латвии". Также виден след временно ушедшего в тень олигарха Андриса Шкеле.
Проложат трубу
Жители поселка Скулте показали, где именно планируется терминал СПГ. Порт, хотя и приписан к поселку Скулте, но реально находится в самом городе Саулкрасты (все - территория Саулкрастского края). И здесь совсем скоро могут начаться просто неслыханные для последних лет работы.
"Примерно две недели назад я, как и очень многие жители Саулкрастского края, получила письмо, где сообщалось, что прямо через наши участки намерены проложить трубу - от пляжа до хранилища в Инчукалнсе, по которой планируют перекачивать газ из терминала в море. В письме сообщалось, что будет общественное обсуждение проекта, в том числе готовится его оценка с точки зрения влияния на окружающую среду", - рассказала жительница Скулте Лигита Лапчинска.
Стоит ли говорить, насколько удивились теперь уже все жители. Ведь порт Скулте в Саулкрастском крае крошечный - еле-еле лес-кругляк, пиломатериалы и выловленную в море рыбу перегружает. К тому же трубу решено протащить буквально через огороды дач и домов, в том числе и через запланированный коттеджный поселок, который вписан в генеральный план развития края, и где к участкам подведены все необходимые коммуникации.
Опасные гости
Оказалось, что строить все намерена компания Skulte LNG Terminal, за которой стоит весьма крупный бизнесмен американский бизнесмен латышского происхождения Петерис Алоиз Рагаушс, сотрудничающий с British Petroleum и несколькими норвежскими компаниями.
В Латвии его интересы официально представляют руководитель проекта Ренарс Микельсонс и партнер Улдис Салминьш (бывший глава издательства Diena, несколько лет назад покинувший пост с огромным скандалом), связанный с олигархом Андрисом Шкеле. Согласно оценке Микельсонса, затраты на весь проект терминала СПГ и трубу составят около 100 миллионов евро.
Когда на первую встречу с жителями приехали представители компании Skulte LNG Terminal, то полагали, что все будет достаточно формально, однако они ошибались. Люди, получившие упомянутые письма, к этому времени уже обзвонили чуть ли не всех соседей и районных чиновников, получили немало самой разной информации и готовы были буквально разорвать в клочья не самых приятных гостей.
Разозлило жителей еще и то, что, оказывается, проект терминала чуть ли не семь лет уже ходит по разным столичным высоким кабинетам, вот только тех, кто от него пострадает, главы компании решили проинформировать в последнюю очередь. Более того, чтобы подать первую обоснованную претензию - о нежелании видеть в море терминал, а под окнами домов - газовую трубу - людям давали лишь двадцатидневный срок.
Как оказалось, не знали о трубе даже представители акционерного общества "Латвийские государственные леса", хотя через те самые леса ее будут тащить и, логично, проводить серьезные вырубки. 29-километровая труба ведь будет идти не только через Саулкрастский край, но также через Лимбажский, Кримулдский и Сейский - под землей и по поверхности.
Удар по суше и морю
Супруг Лигиты - Юренс Лапчинскис рассказал, что и с точки зрения влияния на окружающую среду запуск терминала СПГ в Склуте - плохая идея.
Во-первых, будет перекопан берег, в том числе пострадает и охраняемая территория - Природный парк "Видземское каменистое взморье". Во-вторых, нанесут удар и по морю. Все основные работы планируют проводиться на огромной платформе прямо в море, к которой будут подходить суда-газовозы вместительностью от 40 тысяч до 174 тысяч кубических метров. Сжиженный газ будут размораживать там же - в море, при разнице температур с окружающей средой.
"В результате этого процесса вокруг платформы температура воды должна повыситься на семь градусов, то есть начнет меняться биологическая среда. А тут и без того неспокойно. Ведь из-за общего повышения температуры на Балтике, именно у берегов Видземе особенно часто образуются токсичные сине-зеленые водоросли. Если их вовремя течение не уносит подальше от берега, то в воду заходить нельзя - опасно. А что будет, когда тут температура постоянно и круглый год станет выше примерно на семь градусов, с учетом того, что Рижский залив достаточно мелкий?", - задается риторическим вопросом Лапчинскис.
Дороже, чем из России
В свете всего этого кажется вполне логичным, что что никто из жителей Видземе не хочет, чтобы реализовали проект газового терминала где бы то ни было - ни в море, ни на земле.
"Проект строительства терминала СПГ и прокладки трубы является стопроцентно частным. Это проект акционерного общества Skulte LNG Terminal, который здесь на месте реализуется даже не через SIA - "общество с ограниченной ответственностью", а и вовсе через рядовое товарищество некой "группы заинтересованных лиц". Причем, деньги этим предпринимателям будут приносить все жители Латвии, поскольку газ ведь из Инчукалнского хранилища каждому в дома поступает. И логично, что этот заморский СПГ будет намного дороже, чем газ из России", - подчеркнул Лапчинскис.
Упомянутые предприниматели, по словам жителей Саулкрастского края, вовсе не скрывают, что сейчас заняты получением для проекта особого статуса - "объект национальных интересов".
Если такой статус будет получен, то компания Skulte LNG Terminal и вовсе может не волноваться насчет отношения жителей всех четырех краев к проекту: где трубу надо будет проложить, там и проложат, вне зависимости от желания народа. Достаточно вспомнить, как реализовывался проект шоссе Via Baltica и проходит последние территориальные согласования железнодорожного проекта Rail Baltica.
Огромная латвийская афера
Да, пока что жителям, через земли которых протянут трубу, говорят, будто компания компенсирует им ущерб - по 1,42 евро за каждый "пострадавший" квадратный метр. Хотя ущерб, конечно же, будет намного больше, чем те самые метры на каждом участке, где ляжет газовая труба.
"Американскому латышу Петерису Алоизу Рагаушсу, который живет за океаном, плевать на то, что будет ухудшена экология Балтийского моря (где ходят и останавливаются большие суда, там постоянные утечки и разливы всего на свете), изуродуют уникальный каменистый берег на территории прекрасного видземского природного парка, наконец, пострадают жители поселков, через которые протянут трубу, где тут же упадут цены на недвижимость. Этот человек хоть и латыш, но Латвию рассматривает исключительно с точки зрения собственного бизнеса, ну и как грядку в огороде, с которой пора снимать урожай", - ситает Лапчинскис.
В свою очередь, медик и представитель латвийского научного мира Юрий Лир, который тоже живет в Саулкрастском крае, высказал мнение относительно последствий, которые строительство терминала окажет на здоровье людей.
"Не буду вдаваться в подробности по поводу того, что проект газового терминала - это явная очередная огромная латвийская афера с привлечением "иностранных друзей", а скажу о том, как он может влиять на здоровье людей. Достаточно побывать в некоторых районах Риги, в частности, на Мангальсале, и все станет понятно. Там тоже газ хранят для перекачки и транспортировки и, чтобы знать о его утечках, обогащают разными пахучими веществами. А утечки там происходят постоянно: в районах близ терминала слишком часто стоит невыносимая удушающая вонь. Во-первых, это уже само по себе давит на психику людей. К тому же многие люди очень чувствительны к запахам и постоянно обращаются к врачам: из-за тошноты, нестерпимой головной боли, нервных расстройств. Во-вторых, эти самые добавки к газу вредны для человека: развиваются разные аллергии, астма, сердечно-сосудистые заболевания. Случайно ли, но из этого района люди бегут (там самая дешевая недвижимость в Риге), а "скорые" туда приезжают слишком часто", - рассказал врач.
Газ, который не нужен
Собеседники недоумевают: зачем вообще строить этот терминал? Понятно, что Латвия из упрямства и у угоду США предпочтет покупать необоснованно дорогое голубое топливо через американского латыша. Однако важно понимать и то, что в Латвии уверенно сокращается потребление газа: с 2010 до 2017 года спрос на него снизился на 32%.
Главные потребители газа - это производители. А в Латвии уверенно сокращается число компаний, что-либо производящих, не говоря уже о крупных предприятиях - заводах и фабриках, большинство которых уничтожили еще в начале 1990 годов, и оставшиеся теперь добивают окончательно.
С терминалами СПГ в странах Балтии вообще все спорно и странно. Например, до сих пор до конца не понятна судьба терминала в Клайпеде. А тут вот вам - новый терминал в Саулкрасты.
Микельсонс во время встречи с жителями обещал, что, если проект будет реализован, то Саулкрастский край и другие получат доступ к дешевому газу. Однако люди прямо и громко говорили: мы готовы платить больше, только бы Рижский залив остался чистым!
Политическое лобби со всех сторон
Проект терминала и прокладки трубы активно лоббирует депутат НКП Гатис Эглитис. Упомянутый Петерис Алоиз Рагаушс является одним из самых больших жертвователей его партии. Хотя тут замешаны и интересы других партий. Так, бывший министр экономики от "Союза зеленых и крестьян", а теперь депутат парламента - Дана Рейзниеце-Озола - не скрывает своих политических связей с Рагаушсом.
Как только в Саулкрастском крае вплотную подошли к проекту газового терминала, резко поменяли мэра - крайне несговорчивого Эрвина Гравитиса из "ТБ/ДННЛ" на Нормунда Лациса из "Нового Единства, который, понятно, поддерживает проект. И первое, что он сделал на новом посту, так это полностью поменял все правление порта в Скулте.
В свою очередь, Юрис Пуце - министр среды от партии "Для развития Латвии" на днях уволил директора Управления по охране окружающей среды Юриса Ятниекса, который как биолог и эколог критиковал проект терминала СПГ. И чему удивляться, что о проекте терминала не рассказывают государственные СМИ - ни центральное телевиденье, ни радио, ни интернет-издания, которые на очень коротком поводке у правящих.
"Такое ощущение, что проект терминала и трубы вполне сопоставим по масштабу, подготовке и заделу на будущее, как и скандальная реформа с КОЗ - компонентом обязательной закупки электроэнергии. За КОЗ стояли в свое время все правящие партии, а лоббировал проект непосредственно Кришьянс Кариньш, который теперь премьер-министр. Вот и за проектом газового терминала в Саулкрасты стоят, в общем-то, почти все правящие партии Латвии и не только они", - заключила Лигита Лапчинска.
В понедельник, 15 июля, жители Саулкрастского края, Лимбажского, Кримулдского и Сейского подадут письма с выражением протеста по проекту терминала СПГ во многие инстанции и структуры, от решения которых зависит - реализуют его или нет. В первую очередь, направят письма с подписями в Бюро по надзору за окружающей средой, а также - в парламент и Кабинет министров (и лично почти всем министрам, включая премьера), в Управление по охране окружающей среды, Клуб защиты среды, Бюро омбудсмена, Инспекцию здоровья и в муниципалитеты упомянутых выше видземских краев.