РИГА, 5 июл — Sputnik. Latvijas dzelzceļš (LDz) не видит причин для рекомендаций министра сообщения Талиса Линкайтса брать пример с литовской государственной железнодорожной компании Lietuvos gelezinkeliai (LG), пишет BB.lv.
Линкайтс во время визита в Вильнюс заявил, что перемены в LG могут стать хорошим примером для реструктуризации железных дорог Латвии.
"Изменения произвели на меня впечатление, они нашли отражение и в финансовом положении компании, я имею в виду баланс прибыли и убытков. LG — хороший пример для нас, латышей, на котором мы можем учиться. Пожалуй, есть сходства и различия, но в целом впечатление хорошее", — сказал Линкайтс на пресс-конференции в среду в Вильнюсе во время посещения предприятия вместе с министром транспорта Литвы Рокасом Масюлисом.
LDz подчеркивает, что литовская компания находится только на начальном этапе реорганизации, а LDz завершило ее еще 12 лет назад.
Представитель LDz Элла Петермане напомнила, что в соответствии с требованиями Еврокомиссии реорганизация LDz с целью либерализации железнодорожной отрасли и стимулирования конкуренции была начата вскоре после вступления Латвии в ЕС и завершилась 4 июля 2017 года, тогда как LG этот процесс только начинает.
"Литовская железнодорожная компания до 2017 года не предпринимала никаких шагов по выполнению требований ЕС — управление инфраструктурой, как пассажирские, так и грузовые перевозки все еще происходили в рамках одного предприятия, что не давало возможности убедиться в независимости принятия решений, соответствующем разделении денежных потоков и предотвращении перекрестных субсидий перевозок", — заявила Петермане.
Кроме того, представитель LDz напомнила, что план реорганизации LG правительство Литвы утвердило лишь в прошлом году, и только в конце 2018 года предприятие объявило о создании отдельной компании LG Cargo, а в начале этого года об отделении еще двух предприятий — пассажирских перевозок и транспортных инноваций.
В LDz также указали, что согласно заключению аудиторской организации EY и европейской платформы управляющих железнодорожной инфраструктурой PRIME объем железнодорожной инфраструктуры, нагрузка, расходы на содержание и управление инфраструктурой латвийской и литовской компаний примерно одинаковы, но уровень безопасности LDz значительно выше.
Также Петермане отметила, что по инфраструктуре LDz перевозится более 18 млн пассажиров в год, а в Литве — 5 млн, что в 3,5 раза меньше. При этом госбюджету Латвии каждый железнодорожный пассажир в год обходится в три раза дешевле, чем Литве — в Латвии затраты на перевозку одного пассажира составляют 2,1 евро, в Литве — 6,28 евро.
Отметим, что конфликт между Линкайтсом и руководством LDz в последнее время перешел в открытую стадию: Линкайтс выразил недоверие всем членам правления, кроме одного, а глава LDz Эдвинс Берзиньш написал на министра заявление в полицию, обвиняя его в клевете.