РИГА, 28 июн — Sputnik. В Латвии возрождается миф о том, что Служба госдоходов ведет себя грубо и некорректно. Однако такие упреки несправедливы, заявила экономист Евгения Зайцева в интервью Sputnik Латвия.
"Налоговая система ведет себя нор-маль-но с нормальными налогоплательщиками.
Но СГД сегодня имеет тот уровень электронной системы анализа и контроля, который позволяет приходить на любое предприятие, где есть признаки сокрытия налогов. Они их находят.
Понятно, что люди, которые сознательно шли на схемы неуплаты налогов, кричат, мол, "нас грабят, нас убивают", - заявила эксперт.
Она напомнила, что, согласно процедуре, СГД трижды предупреждает, что предприятие уклоняется от уплаты налогов или имеет задолженность.
"Те ситуации, которые в последнее время звучат, у профессионалов вызывают сомнения: почему предприятие довело себя до такой большой налоговой задолженности, в чем причина", – отметила экономист.
Как стимулировать налогоплательщиков
Евгения Зайцева подчеркнула, что в публичном пространстве происходят спекуляции с термином "налоговая нагрузка" – каждый под ним понимает свое.
"И что мне лично не нравится – это то, что правительство поощряет тех налогоплательщиков, которые заплатили самые большие налоги в абсолютном выражении.
Но если господин Кариньш хочет стимулировать налогоплательщиков, то более правильно было бы разделить сумму уплаченных предприятием налогов на сумму его оборота и выстроить вот такую шкалу налогоплательщиков – кто более честный, кто больше процентов от своего оборота отдает государству. Или ту же самую сумму налогов разделить на количество работников данного предприятия.
Тогда монополисты, которых хвалят, эти большие компании, скорее всего, оказались бы в хвосте или в середине этой очереди, потому что понятно, что в абсолютном выражении они платят больше, а если разделить эти суммы на число работников или на оборот, получится, что они платят меньше", - отметила экономист.
Она рассказала, что налоговая инспекция такие подсчеты ведет, но не публикует.
В целом, по ее словам, Служба госдоходов делает много хорошего: добросовестные предприятия получают письма благодарности, а предупреждения о возможных нарушениях составлены в корректной форме.
"Текст письма гласит: "Мы просим Вас оценить, возможно, Вы недоплатили налог". Это не сказка, это реальные письма, которые получают мои клиенты и те, кто приходит ко мне с вопросами.
Но этого не хотят слышать, налоговая инспекция у нас – пугалка, это удобно.
Она просто полицейский в финансово-налоговой сфере, как дорожный полицейский, который тебя останавливает и говорит: нарушил – штраф надо платить. Не хочется, но платишь.
Но почему-то дорожного полицейского ты не обливаешь грязью, не жалуешься, потому что ты нарушил. Когда то же самое делает налоговая инспекция, ты позволяешь себе кричать, что тебя обманули, обворовали и так далее", – рассуждает Евгения Зайцева.
Как уже писал Sputnik Латвия, в последнее время все чаще раздаются жалобы предпринимателей о том, что они вынуждены закрывать бизнес из-за чрезмерной налоговой нагрузки и неуважительного отношения Службы госдоходов.
Владелица одного из разорившихся ресторанов Кристине Рожкалне 20 июня провела у Сейма акцию протеста "Дырка от бублика" - именно столько, по ее мнению, остается предпринимателям после уплаты всех налогов.
Налоги душат: Служба госдоходов взялась за фирму Skrīveru saldumi>>