РИГА, 27 июн — Sputnik. Сейм Литвы проголосовал за внесение поправок в Кодекс железнодорожного транспорта, согласно которым, частные предприятия, которые занимаются грузовыми перевозками в Литве, должны будут гарантировать, что они не будут использовать железнодорожную инфраструктуру для транзита, передает 15min.lt.
За принятие поправок проголосовали 92 парламентария.
Право перевозить грузы транзитом через Литву теперь имеет только контролируемая государством компания "Литовские железные дороги" (Lietuvos gelezinkeliai). При обсуждении этих поправок в комитетах Сейма чиновники Минтранса объяснили, что эти нормы позволят защититься от тех предприятий, которые обещают заниматься обычными перевозками, но позже могут переключиться на транзит.
Ранее Sputnik Латвия сообщал, что литовский независимый железнодорожный оператор LGC Cargo, который через крупнейшего своего акционера - Baltijas Tranzīta Serviss – связан с латвийским предпринимателем Айнарсом Шлесерсом, планировал осуществлять перевозки по Литве до границы с Калининградской областью, откуда грузы - каменный уголь, нефтепродукты, удобрения и другие - могли бы отправляться дальше в Польшу.
Однако уже более полутора лет компания не может получить разрешение на перевозку грузов.
Основная причина, по которой согласование запрошенных мощностей тормозилось, – подозрения, что в планы LGC Cargo входит осуществление транзита грузов из России через Литву в Калининградскую область. А эта сфера особо регулируется литовским законодательством. Железнодорожная директива ЕС разрешает государствам-членам, у которых есть граница с третьими странами, делать исключение для транзита, и Литва – единственная в ЕС, кто этим правом воспользовался. Согласно статье 28 Кодекса железнодорожного транспорта, исключительное право при предоставлении услуг транзита на железнодорожном транспорте имеет предприятие, которое полностью принадлежит литовскому государству.
"Транзитные перевозки – исключение в Литве, с учетом определенных рисков, связанных с перевозками из Калининградской области России. Lietuvos gelezinkeliai осуществляют определенный военный, пассажирский транзит, поэтому к перевозкам других грузов мы применяем более высокие требования, согласно которым, такие перевозки могут осуществлять только государственные предприятия. Это обеспечивает уровень контроля", – пояснял замминистра коммуникаций и транспорта Ричардас Дягутис.
Администрация транспортной безопасности Литвы, получив заявку от LGC Cargo, потребовала предоставить информацию, доказывающую, что та не планирует осуществлять транзит через Литву. Однако LGC Cargo ответила, что не обладает такими доказательствами и не обязана их предоставлять, поскольку перевозки от латвийско-литовской и белорусско-литовской границы до границы с Калининградской областью не считаются транзитом. "Из России в Калининград - это уже транзит, таких грузов не может быть", – пояснял менеджер по логистике LGC Cargo Томас Кяршис Кяршис. Кроме того, отметил он, контроль грузов все равно осуществляется - таможенными органами.
Не добившись согласования маршрутов, LGC Cargo пожаловалась в марте на Литву в Еврокомиссию. Компания подвергла критике действия и решения Литовской администрации безопасности на транспорте (LTSA), Lietuvos gelezinkeliai (LG, Литовских железных дорог) и министерства транспорта и коммуникаций.