РИГА, 25 июн — Sputnik. Обсуждению ситуации в латвийском селе положил начало пост в Twitter, в котором некая Кристине рассказала о том, что понимает, почему людей становится все меньше.
Vecāki ik gadu sērīgi novelk, ka apkārt neviena uguns nespīd, viņi pēdējie mohikāņi taipusē. Es gan īpaši nesēroju par to, ka paliek arvien mazāk cilvēku, kas ir ar mieru dzīvot ar sauso tualeti, kopt pusotru govi un pusi vasaras ravēt, lai tiktu pie saujas sīpolu un kartupeĺiem.
— KristīneZu (@vardotaja) June 25, 2019
"Родители каждый год с печалью обнаруживают, что вокруг не горит ни одного огня, они как последние из могикан в той стороне. Я особо не печалюсь о том, что людей становится все меньше, кто будет согласен жить с сухим туалетом, ухаживать за полторы коровы и половину лета пропалывать, чтобы получить пригоршню лука и картошки", - пишет Кристине.
Однако не все согласились с такой позицией автора и, наоборот, отметили, что село кое-где даже возрождается.
Jāņos pie vecākiem nodomājām tieši pretējo.Kaimiņos dzīvojošie radi nopirkuši un atjaunojuši divas pamestas mājas,kur tagad dzīvo viņu dēli (20-30gadnieki). Sausā tualete vairs sen nevienam nav,ir ievilktas dušas, normālas WC, bet iknedēļas pirts rituāli nepazūd.Lauki atdzīvojas.
— Gaiss (@ZaneGaisa) June 25, 2019
"На Лиго у родителей подумали совершенно обратное. Живущие по соседству родственники купили и восстановили два заброшенных дома, где сейчас живут их сыновья (20-30 лет). Сухого туалета давно ни у кого нет, оборудован душ, нормальный WC, но еженедельный ритуал с баней не пропал. Село возрождается", - подчеркнул комментатор под ником Gaiss.
Другие призвали искать прелести жизни даже в пустующей латвийской деревне.
Žēl, ka nav jauku kaimiņu. Bet citādi, tā savā ziņā romantika- divatā, pa dienu dārza rūpes, vakarā divatā pie TV kino vakars, es jau tagad savos nepilnajos 50 tā labprāt dzīvotu.
— Rozā (@Laine543) June 25, 2019
"Жалко, что нет хороших соседей. Но с другой стороны, это своего рода романтика - вдвоем днем за садом ухаживать, вечером вдвоем перед телевизором, я бы в свои неполные 50 лет уже сейчас бы так жила", - отмечает Роза.
Sausā toalete mūsdienās tiešām ir arhaisms, bet visādi citādi dzīve laukos nemaz tik nožēlojama nav. Pilsētnieks ir apkārtējās vides kalps un upuris. Pilsētnieks savā dzīvē maz ko nosaka pats un ir ērtību un materiālo labumu vergs. Laucinieks kam nav govs, principā ir kings :)
— Mareks Geistarts (@MareksGeistarts) June 25, 2019
"Сухой туалет в наше время действительно архаизм, но другие обстоятельства жизни в деревне не так ужасны. Горожанин - раб и жертва окружающей среды. Горожанин в своей жизни мало что решает сам, является рабом удобств и материальных ценностей. Селянин, у которого есть корова, в принципе, господин", - делится плюсами жизни в деревне Марекс Гейстартс.
Vai tad ir tik grūti piesponsorēt vecākus un iekārtot viņiem bioloģisko attīrīšanu?!
— Andrievs Niedra (@andrievs) June 25, 2019
Mēs pirms 4 gadiem iebūvējām - pavisam saprotamās naudiņās un tikai vienas dienas darbs.
В свою очередь, другие комментаторы обрушились с критикой, стыдя автора за ее способности огородника и обустройства родительского быта.
"Неужели так тяжело дать денег родителям и установить у них биологическую очистку?! Мы четыре года назад установили - вполне вменяемые деньги и работы только на один день", - дает совет Андриевс Ниедра.
На что автор поста отмечает, что у ее родителей нормальный туалет имеется, а речь идет о ее соседях, которые являлись любителями горячительных напитков, и такой возможности у них не было.
Kāpēc sauja sīpolu? Vismaz mums pērn bija kastēm un spaiņiem gurķu, tomātu, ābolu, bumbieru. Turklāt tīri, ķīmijas nepieindēti. 2 gados, kopš esam saimnieki lauku mājai, izkustos, kas ir labi veselībai. Turklāt citādāk svērtu tonnu, jo uz sporta zālēm ar sliktu gaisu neeju.
— Jolanta Rubene (@JolantaRubene) June 25, 2019
"Почему горсть лука? По крайней мере у нас в прошлом году были ящиками и ведрами огурцы, помидоры, яблоки, груши. К тому же чистые, не отравленные химией. Два года как мы стали хозяевами сельского дома, разминаюсь, что хорошо для здоровья. Иначе бы весила тонну, так как в тренажерный зал с плохим воздухом не хожу", - делится своими достижениями сельской жизни Иоланта Рубене.
За минувший год население Латвии сократилось на 14,4 тысячи человек, сообщает Центральное статистическое управление.
По прогнозам демографов, двухмиллионного жителя в Латвии дождаться весьма проблематично. Специалисты считают, что к 2030 году в Латвии может остаться 1,7 миллиона человек, а к 2050 году — 1,52 миллиона (по прогнозам ООН еще меньше - 1,479 млн человек). К 2100 году – 1,114 миллиона. Эксперты поясняют, что население будет сокращаться из-за эмиграции и смертности, опережающей рождаемость.
По оценкам специалистов, ежегодно Латвия теряет полноценную волость или небольшой город вроде Цесиса.