РИГА, 19 июн — Sputnik. Заявление владельца сети ресторанов Lido Гунарса Кирсонса о том, что выход на рынок Германии оказался неудачным из-за высокой доли теневой экономики в этой стране, вызвал возмущение некоторых живущих в ФРГ латвийцев, в том числе бывших работников компании. Одна из бывших сотрудниц рассказала об условиях труда в немецких Lido – компания привозила туда латвийцев, которым платила низкие зарплаты, экономила на проездных, а руководство общалось с ними в унизительной форме, пишет Dienas Bizness.
Напомним, Гунарс Кирсонс в начале июня заявили, что в Германии велика доля теневой экономики — "из десяти человек, приходящих к нам работать, восемь просят зарплаты in cash". В Германии платят большие социальные пособия, и люди хотят продолжать их получать, одновременно подрабатывая неофициально, сказал бизнесмен. По его словам, компания рассматривает вариант ухода с немецкого рынка, но окончательное решение еще не принято.
На интервью Кирсонса отреагировал латвийский пастор Талис Редманис, живущий в Германии. На своей странице в Facebook написал, что заявление главы Lido является лживым обвинением в адрес берлинских предпринимателей, рабочих и всей деловой среды в Германии. По его словам, практически сразу после начала работы Lido в Берлине начались судебные разбирательства против компании Кирсона за неуплату денег бывшим сотрудникам. И в этих спорах выиграли работники, а не Кирсонс, утверждает Редманис.
По его словам, Lido привозит работников из Латвии, которые получают зарплаты, соответствующие не германским, а латвийским ставкам почасовой оплаты.
"Они были полностью социально незащищенными, и если человек вдруг заболевал или получал травму, то его тут же отправляли назад в Латвию. Мне кажется, что эта практика продолжается и сейчас", - написал Редманис.
Он также указал, что один из ресторанов Lido в Берлине уже закрыт, и во втором - в торговом центре Aleksa - дела тоже идут не очень хорошо.
Слова Редманиса о командировочных латвийцах в немецких Lido подтвердила и бывший сотрудник компании Инита Лиците. Она работала в берлинском Lido заведующей залом. По словам Лиците, Lido привозило из Латвии и посудомоек, и поваров, и официантов.
"Работники из Латвии работали с латвийскими договорами, в Германию были оформлены как в командировку. Когда мои немецкие коллеги заметили, что их рабочая часовая ставка составляет 2,65 -3 евро, они спрашивали, как это. Когда я сказала, что это почасовая зарплата в Латвии, они были потрясены. Командировка могла быть всего две недели. Потом они летели домой и на следующие две недели работы летели другие работники из Латвии", - рассказал Лиците.
По ее словам, привезенные из Латвии сотрудники жили в общежитии примерно в 4-5 километрах от работы, и им даже не оплачивали проездной на общественном транспорте, в результате они проделывали путь до ресторана пешком.
Лиците рассказал, что она обратила внимание менеджера на эту ситуацию, на что ей ответили: "У нас в Латвии так".
Также работники из Латвии, по словам Лиците, должны были работать шесть дней в неделю по 12 часов ежедневно. Один свободный день был только потому, что по воскресеньям торговые центры и магазины не работают.
Также экс-сотрудница берлинского Lido отметила, что менеджер была вежлива с нанятыми в Германии сотрудниками, а "к работникам из Латвии относилась ужасно".
Руководитель по маркетингу и коммуникациям Lido Инеса Блауне, комментируя ситуацию LETA, подтвердила, что в берлинских ресторанах действительно работают люди из Латвии, однако это соответствует законодательству ЕС, которое идет навстреу предпринимателям, которые хотят открыть филиалы своих компаний в зарубежных странах. В течение двух лет после открытия в другой стране головная компания может отправлять своих сотрудников в командировки, пока формируется местная команда.
"Это уникальная возможность для работников в получении нового опыта и навыков. Часть сотрудников Lido также использовали возможность поработать в Германии, но команда в ресторане в Берлине уже стабилизировалась, и теперь там работают только местные жители, согласно законодательству Германии", - заявила Блауне.
По ее словам, о высоком сервисе Lido говорят высокие оценки в Google Reviews - 4,4 из 5, а также в Tripadvisor, где рестораны Ķirsons оценены на 4,5 из 5. По поводу обвинений бывших работников она комментарий не предоставила.