РИГА, 19 июн — Sputnik, Евгений Лешковский. Настоящие профессионалы праздники отмечают не так, как обычные люди, если речь идет о тех, кто занимается корпоративным и индивидуальными эксклюзивными подарками. Во время новогодних праздников мы рассказывали об Оксане Осиповой-Чудиновой, которая с командой профессионалов компании Win-Win (она же - Parsteigumu agentura) уже много лет буквально живет в мире корпоративных подарков – огромной системе, тайны которой мало кому известны.
И подготовка к праздникам у них проходит совсем иначе, нежели у нас с вами. К летнему Лиго они начали готовиться в первый месяц весны, а сейчас уже изучают то, что интересно дарить на Рождество и Новый год.
Круглый год состоит из двух праздников
У тех, кто профессионально занимается подарками, время течет иначе. Оксана со своей командой сейчас упаковывает к Лиго эксклюзивные конфеты со вкусом пива, а параллельно дегустирует рождественские карамельки со вкусом хвои, обещающие стать модными в новом сезоне. Сейчас она договаривается о поставках подарочных сыров на летний праздник и изучает, что предлагают разные производители всего на свете к Новому году. И как только лиговские гулянья закончатся, Оксана и все, кто с ней – менеджеры, копирайтеры, дизайнеры, фотографы, – будут думать над тем, что предлагать своим клиентам к зимним праздникам.
"Сейчас у нас, в общем-то, все заказы оформлены, нам понятно, кому и что отдавать, теперь осталось только отследить, чтобы все пришло вовремя и клиент остался доволен своим заказом. И упаковывать, упаковывать, упаковывать! В этом году клиенты молодцы и все заказали заранее, зато в прошлом году нам к Лиго для одной компании надо было сформировать подарки за короткий срок, упаковав тысячу головок сыра", - рассказывает Sputnik Латвия Оксана.
Пивные карамельки и тминно-облепиховое маршмеллоу
"Поиск идей, какие лучше сделать подарки, – процесс коллективный. Я одна никогда не смогла бы ничего без своей команды, в которой не только собственно работники организации, но и все мои знакомые, друзья, родственники и из Латвии, и из других стран. Они все уже знают: увидел что-то где-то интересное, передай информацию мне – сбрось ссылку в интернете, поделись публикацией, отправь фото. И у меня всегда так, например, поехала отдохнуть в Англию или Калининград, увидела что-то интересное, запомнила, сфотографировала – и думаешь уже о работе", - говорит Оксана.
В Риге для нее даже вылазка за продуктами на рынок может дать новые идеи и подарить новых знакомых, а уж что говорить о выставках вроде той же Riga Food на "Кипсале". Так, именно на этой выставке она познакомилась с представителями производства из Елгавы KarameLu darbnIca, где делают карамельки стопроцентно натуральные, с добавками из местного сырья - конопли, смолы хвойных деревьев, облепихи, диких лесных ягод и еще много чего.
В этом году это предприятие специально для Win-Win к Лиго сделало партию карамелек со вкусом пива. И по договоренности только после праздника такие поступят в открытую продажу. Карамельные мастера придумали, что в центре каждой конфетки, которая сама-то размером чуть больше ногтя на мизинце, должен быть карамельный рисунок - пивная кружечка.
Эти конфеты, конечно, можно упаковать и в небольшой пакетик, но лучше… закатать в консервную банку. Это обычные люди в консервы домашнюю тушенку закатывают на зиму, а мастера подарков пивные конфеты - "на лето".
"У этого же производителя мы еще заказали партию конфет с семечками конопли. Но большие и солидные компании такие редко заказывают, это все же больше молодежный прикол. Конопля, между прочим, теперь продукт модный. Другой вкусный подарок к Лиго – ручной работы маршмеллоу из облепихи с добавлением тмина. Стопроцентно натур-продукт, который только в Латвии и можно попробовать", - рассказывает Оксана.
Когда упаковка дороже подарка
Из таких конфет плюс, конечно, сыр и правильный напиток формируют "вкусные подарочные наборы", которые часто дарят компании клиентам и партнерам или сотрудникам. Причем все это можно упаковать в совсем недорогую картонную коробку с ручками из толстой грубой веревки. Сейчас компании редко хотят платить за дорогую упаковку. Вот и приходится выкручиваться: чтобы упаковка точно не была дороже подарка, хотя обычно – и это абсолютно нормально – наоборот. Не шутка.
Например, в качестве упаковки может быть деревянный поднос, расписанный исключительно красиво латвийской художницей Маритой Лайвиней. Каждый такой поднос – единственный в мире, остается у человека на много лет, но и стоит эксклюзив, понятно, не десять евро. При этом собственно содержимое, которое ставится на поднос, может быть в три раза дешевле, скажем, бутылка напитка и разные необычные вкусности.
"Так и формируется мода. Пока еще подобные упаковки в Латвии - это новое. Но в следующем году, думаю, это подхватят многие, а через год станет модным", - считает собеседница.
К шашлыку во всеоружии
Еще из модного – термосумка со специальным внутренним покрытием, которая сохраняет температуру, что летом актуально, например, чтобы пиво оставалось подольше холодным или замороженная рыба, которую вы купили в магазине и хотите, чтобы до дома она не "потекла".
Есть и весь из себя навороченный фартук-барбекю - для того, кто жарит национальное латышское блюдо - шашлык. Фартук из специального материала: его не прожигают искры и даже головешки из костра. В фартуке кармашек для бутылки с традиционным напитком. Внутренняя часть кармашка из материала, который задерживает температуру, и напиток долго остается холодным. Ну и открывалка к фартуку привязана. В нем же кармашки для разных важных вещей при жарке и выкладывании продукта на тарелку, например, щипцы и деревянные держалки, сделанные как ножницы, только с длинными "лапками" - для удобства захватывать все что угодно - хоть колбаски, хоть салат.
А тот самый салат можно резать на кухонной деревянной доске, которая является спилом со ствола, причем с одного края у него сохранилась не только кора, но даже подсушенный зеленый мох - и он, между прочим, таким и остается, поскольку постоянно контактирует с водой. Такие доски Оксана с подругами случайно нашла у одного европейского производителя и теперь заказывает для подарков. Они в Латвии пользуется достаточным спросом.
Что не съешь, то в хозяйстве пригодится
Такие подарки, вроде уникального фартука или кухонной доски, понятно, не самые дешевые. Если говорить о том, сколько клиент готов потратить на корпоративный подарок, то, чем больше компания, тем сильнее следит за своим бюджетом. Они стараются делать подарки подешевле, поскольку их количество очень большое. К Оксане и ее коллегам нередко обращаются с вопросами: можно ли придумать подарок за 1-2 евро? Сложно, конечно, но и такое возможно. Хотя в среднем, если речь идет об обычной латвийской компании или каких-то индивидуальных подарках, тогда цена обычно за один подарок - это 10-20 евро, а кто-то готов потратить и 30 евро, и 100.
Вообще на праздник заказывают два вида подарков. Первый – тот, что остается надолго, второй - который съедается-выпивается. Те, в свою очередь, подразделяются еще на несколько видов. Подарки на весь коллектив: в них обычно полно вкусного. А есть подарки от коллектива (или работодателя) конкретному человеку – партнеру, юбиляру, передовику производства, и здесь чаще какая-то полезная вещь.
Одно время были сверхпопулярными соленые чесночные сухарики к пиву. Но потом люди стали замечать, что сухарики сильно искажают вкус пива. Сыр к пиву, конечно, лучше. Но сыр ведь портится. Поэтому некоторые латвийские производители придумали технологию, как обычные виды сыра сушить до такой консистенции, что они превращаются чуть ли не в чипсы. Здесь не путайте с самыми дорогими голландскими сортами сыра, которые порой не один год выдерживают при определенных температурах, чтобы они естественно отдали максимально влаги. А латвийские сыры сушат искусственно, но от этого они не теряют свое качество и имеют великолепный вкус", - рассказывает Оксана.
Вне конкуренции среди подарков на Лиго - латвийский продукт. Хотя страна наша и маленькая, но жителей талантами бог не обидел, вот и придумывают то, что потом обязательно пригодится в работе Оксане и ее единомышленникам.