РИГА, 24 мая — Sputnik. Российский посол в Литве Александр Удальцов в интервью Baltnews рассказал, чего можно ожидать от нового президента Литвы, есть ли надежда на улучшение отношений с РФ, а также прокомментировал вопросы, связанные с энергетикой и перевалкой российских грузов в порту Клайпеды.
Не поражены неизлечимой ненавистью
Даля Грибаускайте, одна из наиболее негативно настроенных по отношению к России политиков, покидает своей пост. За президентское кресло в Литве сегодня борются 44-летняя экс-министр финансов Ингрида Шимоните и 54-летний экономист Гитанас Науседа.
По словам Удальцова, какой бы из кандидатов ни победил, ему все равно придется заняться анализом реального состояния и перспектив экономического развития Литвы и поиском прагматичных решений в различных областях. Российский фактор, хотел бы кто-то этого или нет, присутствует практически в каждой из них.
По его мнению, надежда на улучшение российско-литовских отношений есть.
"Оба претендента на высший государственный пост Литвы – сравнительно молодые политики без "обременительного" советского прошлого и, как представляется, не пораженные неизлечимой ненавистью к России", - добавил Удальцов.
Он также отметил, что изменению отношений России и Литвы будет способствовать и изменение геополитической обстановки, и отношений России с Евросоюзом в целом.
Две реальности отношений
Евросоюз, несмотря на взаимный обмен санкциями, остается крупнейшим торгово-экономическим партнером России, взаимный товарооборот восстанавливается, в том числе и с Литвой, отметил Удальцов.
"По итогам 2018 года, по данным российской статистики, двусторонняя торговля увеличилась более чем на 40% по сравнению с 2017 годом и достигла 4,8 миллиарда долларов США. Хотя значительную долю – 72% – поставок из России в Литву составляет сырье и минеральные продукты, устойчивый рост наблюдался практически по всем позициям товарной номенклатуры", - сказал посол.
Удальцов указал, что эти экономические показатели подтверждают, что у литовской стороны наблюдается две реальности в отношении к России. Первая – официальная, замешанная на санкциях и дистанцировании от восточного соседа. "Нетрудно заметить, что данный курс приносит и будет приносить Вильнюсу все большие издержки", - отметил посол.
Вторая - идущая от жизни, объективных закономерностей и потребностей. По словам Удальцова, именно эта "вторая реальность" может быть источником добрососедства.
Энергетика
Литовские власти взяли курс на обеспечение энергонезависимости, в первую очередь от России. Страна к 2025 году намерена вместе с двумя другими балтийскими республиками выйти из так называемого энергокольца БРЭЛЛ, а также сократить закупки российского газа. Однако реализация этих целей больно бьет по кошельку потребителей – цены на электроэнергию и газ в России сегодня самые выгодные.
"Стремление к энергонезависимости естественно для любого государства. Вопрос в том, что вкладывается в это понятие и какой ценой эта задача реализуется. (…) Выбор магистрального пути в газовой сфере Вильнюсом сделан уже давно в пользу содержания терминала СПГ на сомнительных с экономической точки зрения условиях и объективно более дорогих поставок сжиженного газа. Как представляется, это наглядное подтверждение наличия упомянутой мной первой реальности. (…) Это же касается и планов по выходу из энергокольца БРЭЛЛ. Соответствует ли это решение потребностям простых жителей и потребителей электричества, думаю, покажет время", - отметил посол.
Удальцов добавил, что в пользу того, что есть и "вторая реальность" в подходе Литвы к России свидетельствует тот факт, что Литва в первом квартале текущего года увеличила закупки российского трубопроводного газа на 13%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Начались и поставки российского СПГ на терминал в Клайпеде, хотя никто балтийскую страну не заставлял, подчеркнул посол.
Транзит грузов
Российские грузоотправители вносят определенный вклад в положительные результаты работы Клайпедского порта, однако не следует забывать, что РФ развивает отечественную инфраструктуру по перевалке грузов, поэтому в перспективе часть этого потока уйдет в порты Северо-Запада России.
"Общий объем вводимых сейчас и в ближайшие годы портовых мощностей на Северо-Западе России – более 85 миллионов тонн. Часть грузопотоков из прибалтийских стран уже перешла в российские гавани", - сказал Удальцов.
Помимо грузов, российская сторона намерена развивать и туристический сектор.
"Завершается строительство терминала круизных и пассажирских судов в Пионерском Калининградской области, который, по предварительным оценкам, сможет привлекать до 300 тысяч туристов в год. Там же создается и крупный транспортный узел", - сказал посол.
В заключение он отметил, что сегодня, когда литовская сторона свернула межгосударственные каналы взаимодействия, наиболее востребованным остается приграничное сотрудничество.
"Из нашего общения с жителями по обе стороны границы видно, что они готовы и заинтересованы в самом тесном общении с соседями. Вариантов для этого немало", - заключил дипломат.