От чего пора падать в обморок
Глава одного из самых успешных латвийских предприятий SAF Tehnika Нормундс Бергс на страницах Latvijas Avīze бьет тревогу по поводу не только завтрашнего дня латвийской экономики, но и будущего всей страны.
В контексте этого было бы хорошо решить одно простое задание. В Латвии ежегодно финансируется 3 500 бюджетных мест инженерных специальностей по всем вузам вместе. Это немало. В тоже самое время, оканчивая среднюю школу, экзамен по физике на приемлемом для высшей школы уровне в 2018 году сдали всего лишь 220 детей.
Без знания физики трудно стать инженером. И приведенное выше задание показывает, насколько кривая наша система образования.
Конечно, так как вузам платят за количество принятых студентов, то критерии приема снижаются настолько, что на отделение теоретической физики в Латвийском университете можно поступить и без знания физики, в том числе без отметки о сданном экзамене по этому предмету, достаточно только немного уметь считать и писать.
Тем не менее, продолжает автор, руководство вузов — отнюдь не дураки, оно понимает — не будет студентов, министерство не будет платить. Ниже плинтуса все-таки система не опускается. В первый год обучения для этих умеющих читать устраивают "курс молодого бойца" — какой-то "прожиточный минимум" основ математики, физики, химии. И все-таки половину студентов после первого года учебы приходится отчислять. Так происходит год за годом, а отрасли предпринимательства, которые связаны с техническими знаниями, продолжают жаловаться, что им не хватает специалистов.
Но почему это так трудно сделать? Если сегодня кому-то вздумалось проверить, какой результат изучения физики в школах, то большая часть нации упала бы в обморок. Две трети школьников в физике ничего не понимают.
А кому это надо? Директору школы? Руководителю самоуправления? Министру образования? Никому не нужно. И школьникам это не нужно, поскольку при поступлении в вузы результаты экзаменов по этому предмету не спрашивают. Все счастливы. Проблему пытаются решить, попросту делая вид, что ее не существует. Однако проблема сама собой не рассосется, предупреждает предприниматель. Она только усугубится. Нет учителей, их надлежащим образом не готовят, сельским школам все труднее удержать тех, что есть.
Праздник удрученных ностальгией по СССР
Накануне дня 9 мая не пришлось долго ждать гневных выпадов в сторону празднующих этот день в латышской прессе. На сей раз эстафету в Neatkarīga Rīta Avīze подхватил Имантс Виксна. Первым делом он назвал празднование 9 мая "развлекательным мероприятием".
И переходит к более серьезным обвинениям: они прославляют освобождение Европы от нацизма, игнорируя тот факт, что освободители с окончанием войны сами превратились в оккупантов. В контексте истории Латвии тут мало поводов для веселья. И дело не только в попытках отстоять отвечающую пониманию России трактовку окончания Второй мировой. Журналиста раздражает то, что в этот день по-прежнему используется атрибутика советского режима и бросается в глаза ностальгия по временам, когда латвийское государство было насильственно включено в состав СССР. Правда, с годами красных флагов и иной советской символики становится меньше. Серпы, молоты и пятиконечные звезды запрещены законом. Но все законом не предусмотришь, поэтому участники праздника демонстрируют свои символы кто на одежде, кто в песне, кто в лозунгах. А в Даугавпилсе в прошлые годы кто-то даже нес портрет Сталина под носом у равнодушных полицейских.
В этом году в столице организаторы одного из мероприятий захотели показать латышам, где их место. Точкой сбора шествия выбрали ступени Музея оккупации. Однако дума все-таки рекомендовала изменить пункт отправления, после чего организаторы от мероприятия отказались вовсе.
Шестилетний план провалился
Деловая газета Dienas Bizness напоминает, что в Национальном плане развития Латвии имелась знаковая контрольная цифра: в период 2014–2020 гг. доля обрабатывающей промышленности в валовом внутреннем продукте должна была достичь 20%, однако она осталась на уровне 12%.
Замдиректора Межведомственного координационного центра Владислав Весперис полагает: "Цели нужно быть не только амбициозной, но реально выполнимой, и наряду с выполнением цели должно быть соответствующее финансирование".
Председатель совета Ассоциации машиностроения и металлообработки Вилнис Рантиньш оценивает ситуацию в своем секторе: "Предприятия производят готовые металлические изделия и поставляют их более чем в 110 государств мира, однако отказываются от производства товаров широкого потребления, ибо не могут конкурировать с дешевыми изделиями из Китая и Турции".
В машиностроении ЛР главными вызовами являются недостаток квалифицированной рабочей силы и высокие расценки на энергоресурсы. В свою очередь, химическая и фармацевтическая отрасли республики дают в год около 600 миллионов оборота, из коих половина приходится на лекарства, а 95% составляет экспорт.