РИГА, 25 апр — Sputnik, Александр Малнач. В этом году российский фестиваль "Золотая маска" отмечает свое 25-летие. Большую часть этого срока под его крылом живет и развивается "Золотая маска в Латвии", которой в будущем году стукнет пятнадцать. Столь долгое сотрудничество стало возможным благодаря обоюдной заинтересованности сторон — российской и латвийской, а также энтузиазму и настойчивости Юлии Лочмеле, руководителя продюсерской компании ART Forte.
Пресс-конференцию, которая прошла в Музее театра им. Эдуарда Смильгиса, Юлия Лочмеле начала со слов благодарности членам Консультационного совета фестиваля "Золотая маска в Латвии" и... минуты молчания:
"Без наших друзей и соратников фестиваль "Золотая маска в Латвии" состояться, наверное, не смог бы. В этом году мы понесли очень большую утрату. Более десяти лет как эксперт и член Консультационного совета с нами сотрудничал Андрей Жагарс. Я хотела бы почтить его память. Недавно он ушел, пусть земля ему будет пухом. Нам очень тебя не хватает, Андрей".
Российский театр пережил этот год тоже не без потерь, но театральный процесс идет своим чередом, и фестиваль "Золотая маска" продолжает расти. В 2019 году состоялось 645 показов спектаклей 113 театров из 34 российских городов. В конкурсной программе фестиваля было 134 показа 84 спектаклей, из которых 48% приходится на постановки провинциальных театров, 21% — на Санкт-Петербург и 31% — на Москву. При этом участие в конкурсе театров из регионов не простая формальность. Целый ряд призовых "Золотых масок" уехал в российскую глубинку.
И "Золотая маска в Латвии" также прирастает глубинкой. Правда, к нам едут гости только из Москвы и Санкт-Петербурга, но открытие фестиваля состоится в Резекне, где 19 октября на сцене Культурного посольства Латгалии GORS будет показан спектакль московского Театра им. А.С. Пушкина "Обещание на рассвете" по роману Ромена Гари. Причем Латгалия примет у себя фестиваль впервые.
В столице "Обещание на рассвете" не покажут, но у рижан будет повод съездить в Резекне, Вентспилс или Лиепаю, где 19, 21 и 23 октября соответственно будет представлен этот спектакль. Художественным руководителем постановки выступил Евгений Писарев, режиссером — Алексей Кузмин-Тарасов, а главную роль играет Александра Урсуляк.
В Риге фестиваль "Золотая маска в Латвии" откроет другой спектакль Театра им. А.С. Пушкина — "С_училища" в постановке Семена Серзина. В 2018 году автор пьесы Андрей Иванов удостоился номинации "Лучшая работа драматурга". Организаторы фестиваля предупреждают, что в спектакле звучит ненормативная лексика, но вместе с тем обещают острые ощущения и незабываемые впечатления, как от туго закрученной интриги, так и от игры актеров. Как и "Обещание на рассвете", это спектакль малой формы, который будет показан дважды, 22 октября, на Новой сцене Латвийской Национальной оперы.
В афише "Золотой маски в Латвии — 2019" представлено и три работы большой формы. Все они будут показаны в Риге на сцене театра "Дайлес". Это две постановки московского МХТ им. А.П. Чехова и одна — санкт-петербургского БДТ им. Г.А. Товстоногова. Это работы двух режиссеров, имена которых хорошо известны латвийскому зрителю — Дмитрия Крымова ("Сережа" МХТ им. А.П. Чехова, 24 октября) и Константина Богомолова ("Слава" БДТ им. Г.А. Товстоногова, 26 октября; "Мужья и жены" МХТ им. А.П. Чехова, 28 октября).
"Трехчасовой спектакль Крымова по роману Л.Н. Толстого "Анна Каренина" хочется смотреть и смотреть, — сказал видевший его в Москве профессор Латвийской академии культуры Янис Силиньш. — Здесь есть все: и эмоции, и зрелище, и мысль, и идея. Дмитрий Крымов, которого мы знаем и любим, сделал буквально чудо. Он посмотрел на все происходящее в романе Толстого глазами Сережи, глазами сына Анны Карениной. А в финале использовал другого автора — Василия Гроссмана. И еще эти вопросы в конце — это искусство высокого полета".
В свою очередь, имя Константина Богомолова овеяно славой скандальности. Одни его восхваляют, другие проклинают. Латвийскому зрителю представится редкая возможность, не выезжая за пределы Латвии, познакомиться сразу с двумя относительно свежими работами этого режиссера — полнометражной "Славой" Виктора Гусева (2018) и полуторачасовой сценической версией кинофильма Вуди Аллена "Мужья и жены" (2017).
"Слава" — это сказка времен сталинского правления. Она мне очень понравилась своей наивностью, чистотой и иронией. На мой взгляд, это одна из лучших работ Богомолова", — поделился с журналистами директор Лиепайского театра Херберт Лаукштейнс.
За три года, с 1936 по 1939 год, стихотворная пьеса Виктора Гусева (автор сценариев к фильмам "Свинарка и пастух", "В шесть часов вечера после войны") прошла только на сцене ленинградского Большого драматического театра 209 раз и притом с неизменным аншлагом. Говорят, в СССР не было театра, который не поставил бы этой пьесы. Сам Богомолов определил жанр спектакля как "пьеса о хороших людях".
"Сейчас часто говорят, что в России чувствуется какая-то ностальгия по прошлому, но на самом деле это не ностальгия, а потребность вернуться и проанализировать. Поэтому то, что Богомолов говорит о спектакле и что он в действительности заложил в спектакль — это две большие разницы", — отметила руководитель международных программ фестиваля "Золотая маска" Тамара Арапова.
А Юлия Лочмеле попросила не скупиться на отзывы. "Мне очень интересно посмотреть на реакцию нашей публики", — сказала она.
Своими впечатлениями от богомоловских "Мужей и жен" (ими завершится фестиваль "Золотая маска в Латвии — 2019") поделилась театральный критик Марина Насардинова:
"Мужья и жены" работают на любую публику. Подкупает уже внимание Богомолова к слову и мощный актерский состав. Это и Дарья Мороз, и Игорь Гордин, и Светлана Колпакова, и Сергей Чонишвили — созвездие актеров из разных театров, которые создают удивительно цельный ансамбль. Это услада для глаз, услада для уха.
Устроители фестиваля подчеркнули, как важно видеть спектакли "Золотой маски" студентам Латвийской академии культуры, будущим актерам и режиссерам. Для них, как и в прежние годы, будут проводиться мастер-классы и встречи с российскими коллегами.
Например, по примеру Эстонии, будет организована Лаборатория современной российской драматургии. По словам Тамары Араповой, есть ощущение, что российская драматургия, которая сейчас очень бурно развивается, может быть интересна и за пределами России.
"Мы решили представить в Латвии совсем новых российских авторов и совсем недавно написанные пьесы в рабочем режиме — не в виде готовых спектаклей, а как материал, дав возможность отобрать то, что покажется интересным, перевести на латышский язык с тем, чтобы они могли быть поставлены местными силами и, возможно, вошли в репертуар латвийских театров", — сказала Тамара Арапова.
По еe словам, большой интерес в театральных кругах вызывает специальная программа фестиваля "Золотая маска" Russian Case. У этой программы тоже юбилей, но поменьше. В этом году Russian Case прошел в двадцатый раз.
"Ежегодно мы принимаем до 90 и более гостей из 30 стран, и традиционно одной из самых многочисленных бывает делегация из Латвии. Мы даже не можем принять всех желающих из тех стран, где проводим свои проекты, а это и Израиль, и Турция, и Польша, и Белоруссия, и Эстония, где уже в 15-й раз проводится наш фестиваль, и Латвия, где, мы надеемся, верим, что в следующем году тоже состоится XV фестиваль. Мы уже начали обсуждать программу, которая удивит, поразит латвийского зрителя в 2020 году", — заключила Тамара Арапова.