Как "Газпром" может "лишить" Эстонию Нарвы

© Sputnik / Евгений Одиноков / Перейти в фотобанкТанкер-газовоз для перевозки сжиженного природного газа (СПГ)
Танкер-газовоз для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) - Sputnik Латвия
Подписаться
Реализация проекта "Балтийский СПГ" потребует привлечения не менее 25 тысяч строителей, эти рабочие места могут очень заинтересовать жителей эстонской Нарвы, где безработица растет год от года

О проекте "Балтийский СПГ" разговоры то стихают, то возобновляются вот уже более двух лет. Изначально его планировали реализовать два компаньона по СПГ-проекту "Сахалин-2" — англо-голландский Royal Dutch Shell и российский "Газпром", пишет автор Sputnik Литва Борис Марцинкевич.

Именно там, на Дальнем Востоке был построен первый в России завод по крупнотоннажному сжижению природного газа. Именно там "Газпром" нарабатывал опыт работы и с этой технологией, и с торговыми операциями на новом для себя рынке.

Технология сжижения с использованием двойного смешанного хладагента, используемая на "Сахалине-2", разработана и запатентована концерном Shell в 2009 году, когда завод начал работу и ни о каком импортозамещении речи еще не шло.

"Балтийский СПГ" с точки зрения Shell

Причина, по которой у России нет собственной технологии крупнотоннажного сжижения природного газа, достаточно проста — во времена СССР она просто не была востребована. Экспортных поставок по магистральным газопроводам в Западную Европу вполне хватало, чтобы государственный бюджет огромной страны был сбалансирован, а для собственных нужд транспортировать СПГ специализированными танкерами было просто незачем и некуда — достаточно было наземных трубопроводных магистралей.

На территории газохранилища - Sputnik Латвия
"Газпром" обойдется без помощников в строительстве завода СПГ на Балтике

Совершенно новая технология — "Арктический каскад", разработанная и запатентованная в России в 2017 году, рассчитана на климатические условия Заполярья, ее использование в Ленинградской области не имеет смысла. Видимо, именно по этой причине Shell не торопился с окончательным определением параметров проекта "Балтийский СПГ" — то речь шла о 9,6 миллиона тонн СПГ в год, то о 14,4 миллиона. Но одно было известно точно, это неоднократно подчеркивал руководитель Shell Бен ван Берден: продукция будущего завода будет поставляться не на европейский рынок, она предназначается для удовлетворения растущего спроса в Пакистане и Индии.

Для профессионалов газовой отрасли перспективы европейского рынка очевидны, хотя эти выводы и кажутся непривычными для тех, кто с доверием относится к идее возможности массированных поставок в Европу СПГ, произведенного в США: конкуренция с трубопроводным газом нерентабельна, маржа будет настолько мала, что любые колебания цен могут превратить ее в отрицательную величину. И, в отличие от идеологов версии "американского СПГ в Европе", руководство Shell не тратило много слов, а действовало — в марте 2017 года концерн стал одной из пяти европейских компаний, финансирующих строительство "Северного потока – 2" и согласившихся на инвестиции в объеме по 950 миллионов евро.

Но уверенность Shell в том, что "Газпром", не обладающий собственной технологией сжижения природного газа, никуда не денется и будет реализовывать проект "Балтийский СПГ" на технологии, проверенной в деле на "Сахалине – 2", оказалась излишней.

Европейская компания будто не замечала того, что и как делает российская компания. То, что в Усть-Лугу, откуда начинается "СП- 2", "Газпром" технически способен поставлять не 55 миллиардов кубометров газа в год (такова мощность "СП-2"), а все 80 миллиардов. Кстати, обсуждалось неоднократно — далеко не один эксперт критиковал российский концерн за то, что инфраструктура поставок газа из Сибири до балтийского берега обошлась слишком дорого.

Менее заметным оказалось вот такое официальное сообщение пресс-службы "Газпрома", опубликованное на официальном сайте концерна: "5 мая 2017 года Алексей Миллер и Артем Оболенский, глава компании "РусГазДобыча" подписали меморандум о намерениях. Документ закрепляет намерения сторон по реализации проектов развития газохимического производства на базе запасов и ресурсов ачимовских и валанжинских залежей Надым-Пур-Тазовского региона, а также добычи и переработки запасов и ресурсов газа и конденсата месторождений Тамбейского кластера. Переработка позволит извлекать из газа ценные компоненты, такие как этан, пропан, бутан".

Немного химико-геологических подробностей

Коротко для справки. Месторождения Надым-Пур-Тазовского региона — это хорошо знакомые Уренгойской, Ямбургское, Медвежье месторождения, которые разрабатываются еще с советских времен и за эти годы основательно выработаны. Но в сообщении "Газпрома" речь идет о продолжении добычи "на базе запасов и ресурсов ачимовских и валанжинских залежей".

Танкер-газовоз для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) - Sputnik Латвия
Марцинкевич: у США нет никакого СПГ, чтобы "заливать" им Европу

Геологи подразделяют месторождения полезных ископаемых по ярусам, в зависимости от глубины их залегания. На глубинах порядка 800 метров располагается туронский газ и, казалось бы, именно его первым и добывают. Но температура газа на таких небольших глубинах близка к отрицательной, что вызывает серьезные технологические сложности. В советские времена туронский газ на нашей территории вообще не добывался, впервые это удалось сделать только в 2014 году.

На глубинах от 1000 до 1700 метров располагаются сеноманские залежи — и вот они-то для газовой отрасли самые лакомые. Все в порядке с температурами, природный газ на 90 с лишним процентов состоит из метана, что позволяет свести подготовку к транспортировке по трубопроводным магистралям к минимуму.

Вот сеноманский газ Надым-Пур-Тазовского региона как раз и заканчивается. Именно поэтому "Газпром" решил заняться валанжинским (1700–3200 метров глубины) и ачимовским (3200–4500 метров) ярусами. Первые же скважины показали, как выглядит процентное соотношение компонентов, входящих в состав природного газа: метана оказалось меньше, чем в составе сеноманского газа, а вот этана — значительно больше. Но этан — это мечта для газохимии, именно из него получают этилен, из которого производят полиэтилен, винилхлорид и многое другое.

СПГ-проект вырастает до газохимического промышленного кластера

Вернемся еще раз к сообщению пресс-службы "Газпрома", чтобы точнее понять его смысл. Мощности наземной инфраструктуры газопроводов, идущих к Усть-Луге, позволяют забрать богатый этаном валанжинский и ачимовский газ Надым-Пур-Тазовского региона, построить на берегу Балтийского моря газоперерабатывающий завод, на котором из газа будут извлекаться этан, пропан и бутан.

Газопровод - Sputnik Латвия
Победа "Газпрома": как за деньги ЕС газ из РФ потечет по балтийским трубам

В "СП-2" и на сжижение после этого можно будет отправлять чистый метан — у него максимальная теплотворная способность, поэтому возражать потребители не смогут (цена газа определяется именно содержанием метана), а этан, пропан и бутан использовать в других целях. С этаном понятно, а пропан и бутан — это то самое газомоторное топливо, которое позволяет владельцам легковых и грузовых автомобилей экономить деньги, заодно снижая количество вредных выхлопов.

"Газпром" в мае 2017 года достаточно ясно предупредил партнеров из Shell — в Усть-Луге может быть построен не только СПГ-завод, но и целый газохимический кластер. И даже возможный участник такого проекта был назван, никаких секретов: "РусГазДобыча". Компания не самая известная, поэтому справочно: единственным владельцем компании является Артем Оболенский, глава "СМП-Банка", контролируемого Аркадием Ротенбергом. До 2017 года Ротенберг контролировал "РусГазДобычу" самостоятельно, но потом, чтобы вывести компанию из-под персональных санкций, применяемых против него США и ЕС, передал контроль Оболенскому. В результате "РусГазДобыча" сегодня — "чистая" компания, способная самостоятельно решать вопросы финансирования крупных инвестиционных проектов.

Несмотря на все это, Shell продолжал молчать, так что удивляться заявлению "Газпрома", сделанному 29 марта 2019 года, не приходится. В Усть-Луге совместное с "РусГазДобычей" предприятие "РусХимАльянс" станет оператором реализации проекта газохимического кластера — на припортовой территории площадью 1400 гектаров будут возводиться газоперерабатывающий завод (ГПЗ), завод по сжижению газа и химический комбинат.

ГПЗ мощностью 45 миллиардов кубометров газа в год будет производить до четырех миллионов тонн этана и до 2,2 миллиона тонн пропана и бутана, мощность СПГ-завода составит 13 миллионов тонн в год (на это необходимо около 18 миллиардов кубометров газа в обычном состоянии), 20 миллиардов кубометров газа, пройдя технологические линии ГПЗ, будут отправляться в трубы "СП-2".

Ввод в эксплуатацию первой очереди комплекса запланирован на 2023 год, на полную мощность комплекс выйдет в 2024-м. В советские времена этот проект наверняка бы стал ударной стройкой — предстоит одновременно строить два завода и химкомбинат, возводить новые терминалы в порту, строить логистическую инфраструктуру.

Экономика способна изменить политику?

Есть уверенность, что к этому проекту мы будем возвращаться еще не раз, а пока позволю себе несколько неожиданно коснуться политики — визита президента Эстонии в Москву и ее встречи с Владимиром Путиным. Причин, по которым Керсти Кальюлайд пошла на этот поступок, разумеется, немало, но есть одна, которую вряд ли кто-то отметит.

 Президент РФ Владимир Путин и президент Эстонии Керсти Кальюлайд - Sputnik Латвия
Эксперт из Латвии положительно оценил встречу Кальюлайд с Путиным в Москве

По оценкам "Газпрома", на пике строительства комплекса в Усть-Луге на площадке потребуется не менее 25000 человек, и это не считая тех, которые понадобятся на строительстве химического комбината (его "РусГазДобыча" будет вести самостоятельно). Количество рабочих мест на двух заводах будет не менее 5000 без учета тех, которые появятся в логистическом кластере.

Ближайший к Усть-Луге крупный город, расположенный всего в 60 километрах, — Нарва, 95 процентов населения которого — русские. В 1990 году в Нарве проживали 80000 человек, на 1 января 2018 года горожан насчитывалось 58 тысяч, из которых около 4000 человек официально не имеют работы, и их численность обязательно будет расти. Обязательно — потому что решением ЕС закрываются 25 процентов мощностей нарвских электростанций, работающих на горючем сланце, который добывается здесь же, на северо-востоке Эстонии.

Безработные энергетики, безработные шахтеры — вот ближайшая перспектива Нарвы, в часе езды от которой, по другую сторону границы уже в следующем году развернется гигантская стройка. Если организаторы будущей стройки решат хотя бы немного прислушаться к тому, что говорит о русских соотечественниках Владимир Путин, — Россия частично сможет решить демографические сложности, стоящие перед ней, а Эстония может "лишиться" своего третьего по численности города. И из руководителей трех прибалтийских государств первой переступила порог Кремля госпожа Кальюлайд, предварив визит коротким заявлением: "Эстония готова к взаимодействию и диалогу".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0