РИГА, 18 апр — Sputnik. Жалобу администратора портала "Мы говорим по-русски" Михаила Тверского, который добивается внесения его отчества в удостоверение личности, рассматривает Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации, сообщает Sputnik Эстония.
Еще в конце 1990-х годов Эстония ратифицировала Рамочную конвенцию Совета Европы о защите национальных меньшинств, в 11-й статье которой говорится, что ратифицировавшие конвенцию государства обязаны признавать отчества проживающих в них национальных меньшинств.
Эстонский правозащитный центр "Китеж" давно работает над тем, чтобы Эстония дала своим жителям возможность вписать отчество в паспорт или ID-карту, а Эстония в свою очередь это делать отказывается.
Внутреннее эстонское законодательство признания отчества не предусматривает — в нем есть только имя и фамилия: то есть ребенок имеет право на тройное имя или двойную фамилию, а на отчество — нет.
Глава "Китежа" Мстислав Русаков решил добиться справедливости в Комитете ООН по ликвидации расовой дискриминации, который в 2014 году дал Эстонии рекомендацию официально признать отчество.
Так как "дело Тверского" прошло все судебные инстанции в Эстонии и Михаилу Тверскому было отказано в возможности использовать свое отчество в документах, то "Китеж" в августе 2018 года смог подать жалобу в этот комитет ООН.
Первая реакция последовала довольно быстро — уже в апреле Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации обязал Эстонию дать ответ на вопрос, согласна ли она, чтобы жалоба была принята к рассмотрению. На что Эстония, конечно, дала отрицательный ответ.
Теперь у правозащитного центра "Китеж" есть возможность в течение месяца — до 15 мая 2019 года — высказать свое мнение по этому вопросу. После чего комитет должен принять решение, брать ли жалобу Тверского в производство или нет. Хотя если сам же комитет и дал рекомендацию, а Эстония ее не исполнила, то, полагает Русаков, в ООН должны принять сторону правозащитного центра "Китеж".
Решения по индивидуальным жалобам, которые рассматриваются на уровне ООН, государства чаще всего исполняют. А положительное решение по жалобе Тверского, отметил Русаков, может стать началом глобальных перемен — разумеется, на данный момент всего лишь в теории и в идеале:
"Теоретически жители всех стран, входящих в ООН, смогут вписывать отчество в свой документ. В той же Латвии, к примеру, где есть схожая проблема. И, конечно, в Эстонии".
Мстислав Русаков подчеркнул, что инициированный им процесс по признанию отчества в Эстонии вызывал разную реакцию в обществе: кто-то одобрял это начинание, кто-то относился к нему прохладно.
"Мнения были разные, но важно, чтобы такое право было, а человек сам сможет решить — воспользоваться им или нет. Как с мужскими фамилиями у женщин в Эстонии. Например, эстонская жительница по фамилии Петров. Она могла бы быть и Петровой, но почему-то предпочла другой вариант. Так же должно быть и с отчеством: кто захочет — сможет его использовать в документах", — добавил правозащитник.