РИГА, 17 апр — Sputnik. Вариант закрытия Беларусью нефтепровода "Дружба", по которому идет транзит российской нефти в Европу, в Минэнерго РФ рассматривают как форс-мажор, который абсолютно нецелесообразен. Но у России есть альтернативные направления поставок, заявил министр энергетики Александр Новак.
Я считаю, что вариант перекрытия трубы (трубопровода "Дружба" в Беларуси – ред.) - это форс-мажор, который, по моему мнению, абсолютно нецелесообразен, мы даже не рассматриваем этот вариант", - цитирует Новака РИА Новости.
По его словам, в случае если это бы действительно произошло использовала бы резервные направления.
"Конечно, у нас есть резервы по другим направлениям поставок нефти, в том числе и с увеличением объемов погрузки через морские порты. Но я считаю, что это совсем нецелесообразно и надо работать в соответствии с действующими договоренностями, контрактами", - сказал Новак.
Он пояснил, что деятельность российских и белорусских компаний, владеющих нефтепроводной инфраструктурой, регулируется договором. "При наличии необходимости ремонтов это все заранее планируется, заранее обговаривается, чтобы не нарушить транспортные потоки", - сказал Новак.
Ранее президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что при необходимости нужно закрывать нефтепроводы и нефтепродуктопроводы в стране на ремонт, несмотря на российский транзит.
Вице-премьер страны Игорь Петришенко после этого сообщил, что специалисты изучают вопрос о перекрытии нефтепровода "Дружба", по которому осуществляется транзит российской нефти, на время ремонта из-за требований экологии. Он пояснил, что "этот нефтепровод необходимо было закрыть на регламентные ремонтные работы еще полтора года назад", но тогда было принято решение не подводить партнеров, а предпринимать меры в процессе функционирования нефтепровода, чтобы не закрывать определенные участки.
В свою очередь главный инженер ОАО "Гомельтранснефть Дружба" (оператор белорусского участка трубопровода) Андрей Вериго сообщил, что Беларусь проектирует ремонт пяти участков нефтепровода "Дружба". Он также сообщил, что трубопровод может быть остановлен "только в случае плановых ремонтов, либо аварийной ситуации". При этом он затруднился ответить на вопрос, будет ли приостановлен транзит российской нефти, если ремонтные работы будут проводиться в ближайшее время, отметив, что это зависит "от деталей планов производства работ".
В свою очередь в российской компании "Транснефть" заявили, что состояние нефтепровода удовлетворительное, это показала диагностика двух веток "Дружбы", проводившаяся в течение нескольких последних лет.
"Выявленные дефекты не требуют аварийной остановки для их ликвидации. В случае необходимости "Транснефть" готова предоставить свои возможности для помощи в ликвидации выявленных дефектов нашим белорусским коллегам", - заявил советник президента "Транснефти" Игорь Демин.
Эксперты считают, что возможное временное перекрытие нефтепровода создало бы проблемы как России, так и самой Беларуси, но не сильно повлияло бы на цены на нефть.
По словам директора группы по природным ресурсам и сырьевым товарам агентства Fitch Дмитрия Маринченко, на сегодня приходится около 25% всех российских экспортных поставок, в абсолютных цифрах через этот трубопровод по-прежнему проходят большие объемы нефти, идущей в Беларусь, Украину, Польшу, Словакию, Чехию и Венгрию.
"В целом речь идет о более чем 1 миллионе баррелей нефти в день. Полностью переориентировать их через другие маршруты (порт Приморск и Усть-Луга) будет практически невозможно", - считает Маринченко.
Эксперт отметил, что помимо логистических сложностей, переориентация товарных потоков, даже частичная, приведет к увеличению стоимости транспортировки.
"Для России временное перекрытие трубопровода создало бы массу проблем. Но и Беларусь пострадает - страна практически полностью зависит от импорта российской нефти. Покупка нефти в любой другой стране обойдется значительно дороже из-за особенностей налогового регулирования", - сказал Маринченко.
По его прогнозам, перекрытие нефтепровода на длительный срок – маловероятная перспектива.
По словам аналитика Райффайзенбанка Андрея Полищука, возможные кратковременные ремонтные работы на нефтепроводе "Дружба" не должны существенно сказаться на объемах поставок и цене нефти. Но если трубопровод будет закрыт на несколько месяцев или год, то это уже существенно повлияло бы на ситуацию.
"Это будет проблемой как для российской, так и для европейской стороны. Перенаправление таких объемов явно приведет к удорожанию российской нефти. Использоваться будут в первую очередь порты. С одной стороны это приведет к удорожанию Urals, с другой - вырастут расходы. Какая-то часть вовсе будет перенаправлена в другие регионы", - пояснил Полищук.