РИГА, 2 апр — Sputnik. Мать двоих детей Лолита, проживающая в муниципальной квартире в Илуксте, была шокирована, когда получила перерасчет за электричество - она оказалась должна 1600 евро. Получалось, что она с двумя маленькими детьми в однокомнатной квартире тратила примерно шестьсот киловатт в месяц, а другие соседи - 60-80 киловатт.
"Я не знаю, что мне делать! У меня нет таких денег", - рассказала Лолита программе Bez Tabu.
Она пригласила своего знакомого из Литвы, который оценил ситуацию и сделал вывод о том, что всему виной не счетчик электричества, а бойлер.
Опытный строитель Андрюс, приглашенный журналистами, подтвердил эту версию. Оказалось, что из-за сломанного клапана бойлер подогревал воду не только для обитателей квартиры, но и во всем стояке. Так что нагретая вода шла и к соседям, спускалась при смыве унитаза, скорее всего, поступала и в стиральную машину.
Лолита рассказала, что после перерасчета узнала от соседки, что у нее в квартире текла теплая вода, хотя у нее нет бойлера - и во всем доме только холодная вода.
Андрюс считает, что бойлер сломали при установке.
"Она (Лолита) сама там ничего не могла сломать", - отметил мастер.
Глава Отделения отопления SB Siltumtehnika Янис Грашс тоже согласен, что такая поломка могла возникнуть, если бойлер неправильно установили. Он отмечает, что у счетчика должен быть обратный клапан, который обеспечивает то, что вода идет только в одном направлении. А в случае Лолиты он предотвратил бы обратное вытекание нагретой воды в общий стояк.
Лолита проживает в квартире, выделенной муниципалитетом. Именно представители муниципальной управляющей компании два года назад установили клапан у самого бойлера, но не у счетчика воды. Констатировано, что клапан бойлера сломан (неизвестно, насколько давно), а клапана у счетчика, который предотвратил бы вытекание воды, нет.
"Каждый раз, когда сосед пользуется водой, идет движение в обеих направлениях. Это значит, что бойлер все время все время остывает. Из-за этого встроенный в бойлер термостат дает сигнал, и бойлер все время нагревается, поэтому электричество расходуется", - объяснил Грашс.
Возьмет ли на себя ответственность самоуправление
Юрийс Алтанс, юрист управляющей компании Ornaments, обслуживающей дома в Илуксте, не отрицает, что второй клапан у счетчика установлен не был. На вопрос почему он ответил, что "это не обязательно".
"Ну, не знаю, это не обязательное требование, мы никуда (их) не ставим, сами арендаторы тоже должны смотреть", - заявил он.
Управляющая компания отказывается заменить сломанный клапан и заявляет, что Лолита может пойти в суд, если ее что-то не устраивает.
Женщина подчеркивает, что не разбирается в таких технических вопросах и не могла даже представить, что бойлер работает неправильно и какой-то важной детали не хватает.
"Самоуправление мне назначило квартиру, муниципальное предприятие установило мне бойлер, но такой сюрприз - это что-то невиданное", - говорит Лолита.
Янис Грашс уверен, что управляющая компания должна взять на себя ответственность за свою работу, раз уж она взялась монтировать бойлер.
Илукстское краевое самоуправление, которое выделило Лолите квартиру, предлагает ей обратиться в думу с официальной просьбой. В муниципалитете попытаются найти решение.
Поставщик электроэнергии Latvenergo после вмешательства журналистов приостановил срок оплаты счета, чтобы дать возможность сторонам выяснить все обстоятельства, в том числе технические.
Одновременно Latvenergo призывает клиентов регулярно сделать за потреблением и сообщать счетчиков. Если замечено несоответствие, можно вовремя отследить изменение спроса. И в этом случае, если бы Лолита регулярно следила за показателями счетчика, дефект оборудования можно было бы устранить раньше.