РИГА, 4 мар — Sputnik. Еврокомиссия ожидает вступления в силу поправок к Газовой директиве ЕС до завершения строительства "Северного потока - 2", ее положения будут применяться к российскому газопроводу, заявил глава директората Еврокомиссии по энергетике Доминик Ристори, передает РИА Новости.
"Мы ожидаем быстрого вступления в силу, то есть, до завершения "Северного потока-2", то есть, директива будет применяться к этому проекту", — сказал Ристори после заседания Совета ЕС по энергетике, на котором министры стран ЕС были проинформированы о подготовке окончательного утверждения директивы.
Ранее в Минэнерго РФ заявили, что не видят угрозы реализации "Северного потока-2" из-за поправок к Газовой директиве Евросоюза.
"Мы считаем, что строительству газопровода, это не угрожает. В ежедневном режиме сейчас идет прокладка трубы по дну Балтийского моря. Даже сейчас, пока мы с вами разговариваем, в день укладывается по 5-6 километров", — сказал глава Минэнерго Александр Новак.
В свою очередь руководитель компании "Газпром экспорт" Елена Бурмистрова заявила, что поправки в Газовую директиву могут затронуть участок газопровода "Северный поток - 2" длиной менее 20 километров.
Еврокомиссия в 2017 года предложила внести поправки в Газовую директиву ЕС, распространив с их помощью ряд правил газового законодательства ЕС на морские участки газопроводов, идущие в Евросоюз из третьих стран.
Целью изменений было заявлено применение определенных норм энергетического законодательства ЕС не к некоторым, а ко всем газопроводам на территории Евросоюза, в том числе с участием третьих стран. К таким нормам относятся, в частности, недискриминационное установление тарифов на прокачку газа, доступ третьих сторон к возможности прокачивать газ, разделение деятельности по продаже и транспортировке газа. На практике применение положений Газовой директивы к "Северному потоку - 2" будет означать, что у газопровода должен быть независимый от "Газпрома" оператор, а к мощностям должны получить доступ другие компании-поставщики.
В феврале текущего года представители Совета ЕС, Европарламента и Еврокомиссии согласовали компромиссный вариант поправок к директиве, частично изменив изначальные предложения Еврокомиссии. Поправки предполагают возможность предоставления на определенных условиях исключений для газопроводов из правил обновленной Газовой директивы ЕС.
Как следует из поправок, в случае с "Северным потоком-2" решение о предоставлении российскому проекту исключений из этих норм будет принимать не Брюссель, а страна ЕС, где газопровод входит на европейскую территорию, то есть Германия - после консультаций с Еврокомиссией.
Голосование комитета Европарламента по промышленности, исследованиям и энергетике (ITRE) по поправкам к Газовой директиве ЕС ожидается 18 марта. Голосование пленарной сессии может состояться в апреле.
Проект "Северный поток - 2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Новый трубопровод планируется построить рядом с действующим "Северным потоком".
Он пройдет через территориальные или исключительные экономические зоны стран, расположенных вдоль берегов Балтийского моря, — России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Из перечисленных стран компании Nord Stream 2 AG, оператору "Северного потока — 2", осталось получить разрешения на строительство только от Дании, но уже подана заявка на альтернативный маршрут строительства газопровода "Северный поток — 2", который не проходит через территориальные воды королевства.
По состоянию на начало марта 2019 года, уложено более 800 километров газопровода.
В России неоднократно заявляли, что "Северный поток — 2" является чисто экономическим проектом и тезис об "ущербе энергобезопасности" Европы не выдерживает критики — напротив, диверсификация маршрутов транспортировки газа позволит уменьшить транзитные риски и повысит надежность газоснабжения его потребителей. При этом маршрут "Северного потока — 2" до Германии почти на две тысячи километров короче, чем через Украину, что снижает стоимость доставки голубого топлива.