Никогда не поздно: Литва хочет стать частью общего рынка газа, но не торопится

© Sputnik / Людмила ПрибыльскаяПодземное газовое хранилище в Инчукалнсе
Подземное газовое хранилище в Инчукалнсе - Sputnik Латвия
Подписаться
Литва считает создание единой зоны тарифов на транспортировку газа в Латвии, Литве и Финляндии хорошей идеей, но присоединиться согласна только на более выгодных условиях

РИГА, 16 фев — Sputnik. Литве не поздно присоединиться к формированию общего рынка газа, считает министр энергетики этой страны Жигимантас Вайчюнас, пишет vz.lt.

Операторы газотранспортных систем Латвии, Эстонии и Финляндии 14 февраля подписали соглашение о введении компенсационного механизма ITC (Inter transmission system operators compensation mechanism), который с начала 2020 года позволит создать рынок газа этих трех стран с единой зоной тарифов на транспортировку газа.

Инчукалнское газохранилище - Sputnik Латвия
Литва в изоляции: Латвия, Эстония и Финляндия строят общий рынок газа

По словам Вайчюнаса, Литва хочет стать частью этого процесса, но на более благоприятных условиях.

"Это один из шагов к созданию рынка газа, и никогда не поздно присоединиться к этому процессу. Я бы даже сказал, что Литва была одним из сторонников и инициаторов создания регионального рынка газа с самого начала. (...)

Однако те условия, которые есть сейчас, не обеспечивают защиты наших потребителей", - объяснил литовский министр.

Оператор ГТС Литвы Amber Grid утверждает, что Литва не отказывается от планов присоединиться к региональному рынку, и это по-прежнему ее стратегическая цель, но это нужно делать на условиях, выгодных для всех сторон.

"Предложения другим странам региона о том, как достичь интеграции уже с 2020 года, были представлены в начале февраля этого года. Мы ожидаем, что другие страны ответят в марте", - заявили в Amber Grid.

В компании уверены, что, несмотря на то что соглашение не было достигнуто, объединение рынков, пусть и в меньшем масштабе, позволит в будущем облегчить интеграцию.

Напомним, обсуждение региональной газовой инфраструктуры началось еще в 2006 году, когда страны Балтии договорились оценить идею строительства регионального терминала СПГ, однако страны не достигли консенсуса, и Литва построила в Клайпеде свой терминал. За аренду судна-газохранилища контролируемое государством предприятие Klaipedos nafta платит ежегодно примерно по 60 миллионов евро.

Юрий Рыков - Sputnik Латвия
Рыков: создание единого рынка газа в Прибалтике на цену не повлияет

Чтобы иметь возможность претендовать на финансовую помощь ЕС для выкупа судна-газохранилища у норвежского предприятия Hoegh LNG, Литва пыталась добиться признания клайпедского терминала Independence региональным. Однако договориться с двумя другими странами Балтии по этому вопросу не удалось.

После этого Литва предложила Латвии и Эстонии заключить соглашение, охватывающее объекты во всех трех странах — плавучий терминал СПГ в Клайпеде, будущий эстонский терминал для перевалки сжиженного газа и газохранилище в Инчукалнсе, — и совместно добиваться финансирования от Евросоюза.

Однако в конце лета 2017 года правительство Латвии решило запросить дополнительные данные по соглашению, что в Литве расценили как негативную реакцию и затягивание процесса. Советник премьера Литвы по внешней политике Дейвидас Матуленис после этого заявил, что Литва попробует договориться только с Эстонией по соглашению об общем рынке СПГ.

Однако эстонский премьер Юри Ратас еще в июне заявлял, что арендованный Литвой для порта Клайпеда плавучий терминал — это "быстрое решение", которое было принято для диверсификации поставок газа, и напомнил, что согласно заказанному Еврокомиссией исследованию наилучшим местом расположения регионального терминала СПГ является побережье Финского залива. Финляндия отказалась от его строительства, поэтому альтернативой являются эстонские Мууга или Палдиски.

В итоге ни Латвия, ни Литва, ни Эстония не получили денег от Евросоюза на проекты, связанные с инфраструктурой СПГ.

Лента новостей
0