РИГА, 14 фев — Sputnik, Александр Хроленко. Уроженец Панджшера, выпускник ВГИКа и до недавнего времени гендиректор киностудии "Афганфильм" Ибрагим Арифи, сопровождавший нас в поездке из Кабула в Панджшерское ущелье, у стен мавзолея Масуда попытался обобщить события недавней истории.
- Господин Арифи, сегодня в Панджшерском ущелье мы увидели мирную жизнь, следы давних боев и бедствий. И все же вам понятнее, насколько изменилась жизнь людей в провинции за тридцатилетие после вывода советских войск.
— Многое изменилось в ущелье, и всюду в Афганистане, но кардинально изменить жизнь людей не так просто. Радикальных перемен нет, и мы значительно отстаем в развитии от ближайших соседей — Таджикистана, Пакистана, Ирана. В целом Афганистан выглядит как самое последнее африканское государство. Люди в Панджшере живут мирно, но очень бедно.
Теперь люди осознают, что Советский Союз и Россия — не враги Афганистана, что было доброе желание, которое не смогли реализовать военными средствами.
И то, что сегодня мы видим в Афганистане — дороги, тоннели, промышленные предприятия, — это все построили за 90 лет русские и советские люди.
После ухода советской армии еще 10-15 лет шла страшная война с талибами. Неподалеку вы видели следы лагеря беженцев, в котором размещались 500 тысяч человек из захваченной террористами провинции Парван. Люди испытывали огромные лишения, не хватало хлеба, жили впроголодь, ели один раз в день — только чтобы не умереть.
После атаки "Аль-Каиды" в Соединенных Штатах, в 2001 году Запад ввел в Афганистан свои войска. Они делали все как-то по-американски — много шоу, мало толку и настоящей помощи или дружбы. Кое-что построили, например, асфальтированную дорогу в Панджшере. Итальянские медики опекают больницу в городе Базарак, но изначально этот объект построили как штаб советских войск. Позднее там размещалась база Масуда.
- Чего не хватает Афганистану для развития или что мешает?
— Недобрые соседи. Не имею в виду вас. Вот, сегодня жители ущелья говорили: та давняя война была честной. Мы воевали, кто-то ошибся, мы или вы — уже не так важно. Война закончилась, и поскольку мы соседи, то должны дружить — сильно и бескорыстно. Как со стороны Афганистана, так и со стороны России, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана и других стран.
Влияние России в регионе по-прежнему велико. Люди здесь считают, что без России некоторые государства в Центральной Азии просто исчезли бы, а их территории захватили бы террористы или американцы.
И еще для развития необходим патриотизм, который мы потеряли. Афганцы уже не те, что были 30 лет назад. У многих появилась любовь к деньгам и богатству — для себя, а не для страны и не для народа. Здесь в Панджшере можно увидеть очень много бедных домов, на фоне которых выделяются дворцы руководителей, построенные на крови наших панджшерцев.
Плохо, что руководители присвоили финансовую помощь из Пакистана, Ирана, Турции, ОАЭ и других стран. Для народа ничего не хотят, только для себя и своих детей, которых отправляют жить за границу (где безопаснее). Бедность тормозит развитие регионов. За сорок лет войны (1979-2019 — ред.) многие люди перестали верить в пользу образования и не хотят отправлять детей в школу.
В Афганистане редко строятся промышленные предприятия. В запущенном состоянии находится сельское хозяйство. После Советского Союза никто не строил здесь водохранилища. А богатства, которые находятся в недрах (здесь неподалеку добывают изумрудные руды и лазурит), требуют добычи, обработки, то есть значительных инвестиций.
Возможно, в будущем Афганистан станет независимым и благополучным. Пока мы зависим от помощи 43 государств, сложно говорить о развитии и свободе.