РИГА, 14 фев — Sputnik. Тысячи километров автодорог, мосты, заводы, восемь предприятий нефтедобывающей промышленности, газопроводы, учебные заведения — начиная с 1960-х СССР построил в Афганистане 142 экономических и инфраструктурных объекта. Строительство многих из них было завершено еще до ввода советских войск в декабре 1979 года.
В 2006 году Россия, правопреемница СССР, реструктурировала долг Афганистана в 11 миллиардов долларов. Раздираемое войной государство просто не могло его выплатить. Позднее Кабул обратился к Москве с просьбой восстановить ряд наиболее важных советских объектов.
Мост "Дружба" — "Пули Дусти"
"Пули Дусти", или "Хайратон" известен во всем мире — именно по этому мосту с 15 мая 1988 года выводились советские войска. Вывод был закончен 15 февраля 1989 года, когда через переправу проследовали последние подразделения.
Этот железнодорожно-автомобильный мост через Амударью позволяет провозить грузы из узбекистанского Термеза в Мазари-Шариф, второй по величине город Афганистана. Это единственная артерия, связывающая Афганистан и Узбекистан. Длина моста — 816 метров. Сегодня через него проходят все грузы с севера Афганистана — около половины экспорта страны.
Советские специалисты начали строительство постоянной переправы между портами Термез и Хайратон после ввода советских войск в Афганистан, в начале 1980 года. Шестнадцатый отдельный понтонно-мостовой полк 25 декабря 1979 года навел понтонный мост через Аму-Дарью. По нему переправлялись части 40-й армии. На станции Хайратон была сооружена крупная перевалочная база советских подразделений.
Одновременно строилась четырехкилометровая железнодорожная ветка до Хайратона. Через мост также были проложены трубопроводы для транспортировки нефтепродуктов. Первые военные и гражданские грузы отправились из Узбекистана в Афганистан уже через два года, весной 1982 года. На церемонии открытия присутствовал генеральный секретарь ЦК НДПА Бабрак Кармаль.
В июле 1997 года после захвата провинции Балх талибами, движение по мосту было прекращено. Открыть мост удалось лишь после их разгрома в этом регионе в 2001 году. Первоначально разрешалось провозить по нему только гуманитарные грузы, медикаменты и продукты питания. Сейчас ограничений по движению грузов нет.
В ноябре 2010 года Узбекистан завершил строительство железной дороги Хайратон — Мазари-Шариф, связавшей пограничную станцию с центром провинции Балх. В 2017 году по афгано-узбекскому соглашению мост "Дружба" был реконструирован.
Тоннель Саланг
Перевал Саланг находится на границе провинций Баглан и Парван в 90 километрах от Кабула. Сегодня этот тоннель протяженностью 2,6 тысячи метров пропускает до десяти тысяч автомобилей в сутки.
Строительство началось в 1958 году — основные работы производили специалисты "Московского метростроя" по советскому проекту. В СССР они имели наибольший опыт прокладки подземных путей. Прокладывая тоннель, строители взрывали горные породы, а затем облицовывали проход бетоном. Для защиты порталов от лавин были построены галереи.
На открытии тоннеля 2 сентября 1964 года присутствовали председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин и король Афганистана Захир-шах. Позднее через тоннель были проложены два трубопровода.
В годы присутствия советских войск в Афганистане тоннель Саланг стал одной из главных линий коммуникаций 40-й армии. В районе перевала постоянно шли бои с отрядами моджахедов Ахмад Шаха Масуда. Его отряды ежедневно обстреливали порталы тоннеля.
После выхода советских войск из Афганистана, тоннель контролировался отрядами "Северного альянса" (объединение ряда полевых командиров северного Афганистана — Ред.). Тоннель был взорван в 1998 году, восстановление началось уже после поражения талибов в конце 2001 года силами российской и французской экспедиций. Тоннель был открыт 19 января 2002 года и 20 января пропустил первый автомобильный конвой МЧС РФ с гуманитарным грузом.
ГЭС Наглу
Наглу стала одной из крупнейших электростанций в Афганистане и главным поставщиком электроэнергии в Кабул. Она оснащена четырьмя гидроагрегатами, мощность составляет 100 МВт. ГЭС расположена в сорока километрах к востоку от афганской столицы на реке Кабул, плотина образовывает водохранилище.
Строительство началось в 1960 году, и уже через семь лет были запущены гидроагрегаты. Гидроэлектростанция была возведена по проекту института "Гидропроект" (советская, а затем российская организация — Ред.), работы велись объединением "Технопромэкспорт" (с 2009 года входит в состав ГК "Ростехнологии" — Ред.).
В годы войны Наглу охранялась советскими войсками. После 1989 года ее контролировали отряды командира моджахедов Гульбеддина Хекматиара, с приходом к власти талибов гидроэлектростанция перешла в их руки. Талибы сохранили технический персонал, однако из-за отсутствия запчастей и ремонта к 2001 году работали только два гидроагрегата из четырех.
Восстановительные работы на двух неработающих гидроагрегатах начались в 2007 году. Контракт афганские власти подписали с российской компанией "Технопромэкспорт", финансирование проводилось на средства Всемирного банка, который выделил правительству Афганистана 32,5 миллиона долларов.
В 2010-2012 годах были запущены два отремонтированных гидроагрегата и заменены трансформаторы. В январе 2016 года Всемирный банк выделил еще один грант на 83 миллиона долларов на дальнейшую модернизацию.
Политехнический университет
В 1960-х годах советские специалисты построили в Кабуле еще один стратегический объект: политехнический университет, рассчитанный на 1,2 тысячи студентов. На реализацию этого проекта СССР потратил внушительную по тем временам сумму: более 6 миллионов рублей.
Сегодня в Кабульском политехническом университете учатся более четырех тысяч студентов и работают около двухсот преподавателей. Это престижное высшее учебное заведение, ведущий технический вуз Афганистана. Единственный вуз страны, где главный иностранный язык — русский.
Университет называют островком советской культуры. Большинство преподавателей — выпускники советских вузов, русский язык изучают около 70% студентов. Учащиеся используют русско-персидские словари, чтобы подготовиться к лекциям и семинарам.
Здесь открыты восемь факультетов, в том числе строительный, электромеханический, геологический и автостроительный.
Во время войны в университетскую библиотеку попала бомба, многие книги сгорели, и теперь вузу не хватает учебных материалов. Студенты до сих пор используют старые советские учебники. Здание отремонтировано, но нет необходимого оборудования для выполнения практических работ.