РИГА, 11 фев — Sputnik. Министр транспорта Талис Линкайтс предвидит большое противодействие реформе управления большими портами, которая запланирована в ближайшие годы, но он решительно настроен провести эти преобразования. А глава Вентспилсского порта Айварс Лембергс уже вызывает Линкайтса на публичную дуэль, чтобы обсудить реформу, пишет Skaties.lv.
Линкайтс хочет превратить большие порты в государственные общества капитала и выстроить их работу в соответствии с принципами ОЭСР. Он намерен увеличить влияние государства на принятие решений и повысить эффективность использования ресурсов.
Сейчас в правлении Рижского и Вентспилсского порта восемь человек: четверо представляют самоуправление, еще четверых выдвигают министерства. Часто на эти высокооплачиваемые места попадают не представители министерств, а люди, приближенные к партиям, которые контролируют министерства. Текущую работу ведут управляющий и его помощники.
Министерство транспорта записало намерение изменить старый порядок управления портами в правительственную декларацию, хотя и понимает - просто не будет.
"Иллюзий у меня нет, я знаю политическую историю, что из-за портов пали два правительства, так что не сомневаюсь, что теперь, когда начнем продвигать конкретные дела, противодействие будет достаточно большим", - признает Линкайтс.
Руководители больших портов считают, что менять нынешнюю юридическую форму не нужно, потому что никакой пользы от этого не будет.
"С точки зрения государства однозначно важно, чтобы была отдача капитала. Если мы говорим о наилучшей отдаче капитала, это была бы хорошая цель. Если мы говорим о введении принципов ОЭСР - это понятная цель. Оба этих вопроса мы уже сейчас решаем в Лиепае", - объясняет председатель правления Лиепайской специальной экономической зоны Янис Вилнитис.
Председатель правления Рижского свободного порта Андрис Америкс предлагает сначала внимательно изучить старую и новую схемы управления портами.
"Есть хорошая поговорка: семь раз отмерь, один раз отрежь. Менять (систему), потому что сейчас поменялись Сейм и правительство, я думаю, было бы чересчур", - отметил Америкс.
С жесткой критикой предложения Линкайтса выступил глава Вентспилсского порта Айварс Лембергс.
"То, что я слышу, это пустые непрофессиональные заявления или же осознанная ложь. Если кто-то говорит, что эта модель не подходит, а новая будет подходить, я вызываю его на публичную дуэль в прямом эфире на любом теле- или радиоканале или в интернете.
Линкайтс - вперед, Борданс, Стрике, Юрашс - эти большие герои, вперед. Они подожмут хвост, и вы никогда их не увидите на дуэли со мной, поверьте мне. Вопрос очень простой - деньги, деньги и только деньги. И я сказал бы так: коррупция, коррупция и только коррупция, так было бы точнее", - считает Лембергс.
Другие министры правительства Кариньша еще не комментируют будущие изменения и ждут детализированного предложения от министра транспорта. Линкайтс отмечает, что открыт для дискуссии с самоуправлениями, чтобы найти компромисс, но намерен настаивать на изменениях.
Он признал, что сейчас у него нет запасного сценария на случай, если сделать из портов государственные общества капитала не удастся.
"Я допускаю, что при политических договоренностях всегда можно найти какие-то компромиссы. Допускаю, что в портах много различных интересов, и сбалансировать интересы - одна из задач в этом процессе, чтобы найти правильный вариант, чтобы было хорошо и частным операторам, и государству, и самоуправлениям", - отметил министр.