Запрет слияния двух европейских компаний вызвал дискуссию о роли Китая

CC0 / Unsplash / Разобранная железная дорога
Разобранная железная дорога - Sputnik Латвия
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Германия и Франция хотят пересмотреть европейское антимонопольное законодательство - существующие правила не дают конкурировать с Китаем

РИГА, 7 фев — Sputnik. Запрет слияния компаний Siemens и Alstom может привести к изменению антимонопольного законодательства Европы, пишет Deutsche Welle.

Комиссар (министр) Евросоюза по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер наложила вето на план немецкого концерна Siemens и французской компании Alstom объединить свои подразделения по производству железнодорожного транспорта. Антимонопольное ведомство пришло к выводу, что это слияние противоречит интересам европейских потребителей, поскольку ограничит конкуренцию на внутреннем рынке ЕС.

Подобные решения неизменно вызывают недовольство заинтересованных сторон. Однако на сей раз в адрес Брюсселя звучит особенно жесткая критика. Более того, Берлин и Париж объявили, что будут выступать за пересмотр действующих в ЕС антимонопольных законов.

Министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр заявил в интервью, что принятое в Брюсселе решение является "ошибкой", ведет к ослаблению Европы и "служит экономическим и индустриальным интересам Китая".

При чем тут Китай

Ключевую роль в этой, казалось бы, чисто европейской антимонопольной истории играет именно Китай. Из-за него вопрос о поездах Siemens и Alstom перерастает в концептуальную дискуссию о том, какими принципами и приоритетами следует руководствоваться Евросоюзу и как именно стоит бороться за честную конкуренцию и интересы потребителей в условиях нарастающей глобальной экспансии китайских компаний, пользующихся поддержкой государства.

Железная дорога - Sputnik Латвия
Euractiv: Шелковый путь может соединить страны "Вышеградской четверки"

Главной официальной причиной того, что в сентябре 2017 года Siemens и Alstom объявили о намерении объединить свои железнодорожные подразделения, стала именно стремительно растущая мощь крупнейшего в мире производителя железнодорожного транспорта — китайской государственной компании CRRC.

Руководители двух компаний указывали тогда, что даже после такого слияния годовая выручка объединенной европейской компании будет примерно в два раза меньше, чем у китайской CRRC, у которой она составляет порядка 30 миллиардов евро. Они подчеркивали: для того, чтобы противостоять такому гиганту в борьбе за заказы на рынках других стран, нужна определенная критическая масса, и намеченное слияние ее создаст.

Идею слияния активно поддержали на политическом уровне в Берлине и Париже. Здесь сочли, что новая фирма сможет стать своего рода "Airbus на рельсах", иными словами, повторит успешный опыт создания самолетостроительной компании Airbus, возникшей благодаря объединению французских и немецких авиационных заводов.

Главный аргумент сторонников сделки: при рассмотрении антимонопольных дел следует иметь перед глазами не только отдельно взятый европейский рынок, но и весь мировой, а на нем ни о каком монополизме объединенного производителя поездов Siemens-Alstom и речи быть не может.

Китайские поезда в Европе не ждут

Однако Маргрет Вестагер назначили на пост европейского комиссара по вопросам конкуренции не для того, чтобы она помогала европейским производителям завоевывать рынки, скажем, Азии или Африки. Ее задача — обеспечивать на внутреннем рынке ЕС достаточный уровень конкуренции и предотвращать появление монополистов, которые взвинчивали бы цены для европейских потребителей.

Датский политик Маргрет Вестагер - Sputnik Латвия
Politico: Еврокомиссию может возглавить "самая могущественная женщина в ЕС"

После почти полутора лет изучения вероятных последствий намеченного слияния Вестагер пришла к выводу, что оно приведет на рынке ЕС к монополизму в двух сегментах: высокоскоростные поезда (Siemens выпускает ICE, известные в России как "Сапсаны", а Alstom — TGV) и сигнальная техника на железнодорожных путях.

"Что касается высокоскоростных поездов, то Еврокомиссия считает в высшей степени маловероятным, что участвующие в сделке предприятия в обозримом будущем столкнутся с конкуренцией из Китая", — заявила Вестагер.

Принятое в Брюсселе решение приветствовала давно работающая на европейском рынке канадская компания Bombardier, несмотря на то, что от слияния Siemens и Alstom могут пострадать ее предприятия в Европе.

"Никому не будет пользы, если в Европе начнут выращивать гигантов-монополистов, ведь в конечном счете это приведет к росту цен для потребителей и затруднит выход на рынок инновационных стартапов", — заявила генеральный секретарь немецкой оппозиционной Свободной демократической партии (СвДП) Никола Бер.

Магазин строительных товаров Depo - Sputnik Латвия
На строймагазины наложены миллионные штрафы за монополию

Если же, по ее словам, зарубежные компании, например, из Китая, начнут продвигать свою продукцию с помощью демпинговых цен и субсидий, то против них следует применять предусмотренные правилами ВТО меры.

Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что "мы тоже хотим, чтобы европейские фирмы добивались успеха на мировом рынке", однако Брюссель никогда не будет отдавать кому-либо предпочтение по политическим соображениям. Также он напомнил, что антимонопольное ведомство ЕС дало добро на более чем 6 тысяч слияний, заблокировав при этом менее 30.

Однако разговор на эту тему явно не закончен:  6 февраля министр экономики ФРГ Петер Альтмайер анонсировал совместную германо-французскую инициативу по приведению антимонопольного законодательства Евросоюза "в соответствие с современными требованиями".

Лента новостей
0