РИГА, 6 фев — Sputnik. На откровенную дискуссию нацпатриотов вдохновил отрывок из интервью новоиспеченного депутата Сейма от Нацобъединения Яниса Иесалниекса. Во время разговора с ведущим телеканала Riga 24 Янис Иесалниекс заявил, что ничего против того, чтобы русские говорили между собой на родном языке, он не имеет, однако бороться с русским надо, особенно если речь идет о сфере обслуживания.
"Мне не мешает, когда русские говорят между собой по-русски в Латвии, но, если у латыша на собеседовании требуют обязательное знание русского языка, это ненормальная ситуация в Латвии", — написал в Twitter политик.
Man netraucē, ja krievi savā starpā Latvijā publiski sarunājas krievu valodā, bet, ja latvietim darba intervijā prasa obligātas krievu valodas zināšanas, tā gan nav normāla situācija Latvijā.@RigaTV24 #UzLīnijas pic.twitter.com/X7PVcNSufR
— Jānis Iesalnieks🇱🇻 (@JanisIesalnieks) February 5, 2019
На уточняющий вопрос журналиста о том, что сотрудники различных латвийских компаний могут обслуживать и русских, Иесалниекс ответил: "Если они обслуживают туристов — ок, хорошо, но если речь идет об обслуживании местных жителей, то нельзя требовать такого".
"Очень много таких примеров и ситуаций, когда от продавщиц или грузчиков в рижских микрорайонах требуют знания русского, потому что это просто так принято в нашем двухобщинном обществе. Это, мне кажется, неправильно и требует изменений", — подытожил он.
Подписчики Яниса Иесалниекса пошли еще дальше — стали развивать мысль политика и даже делиться методами укрощения русскоязычных.
Es domāju, ka nav normāli, ka Latvijā publiski (veikalā, transportā...) svešu cilvēku uzrunā krieviski.
— Linda Mazure 🎗️ (Vinotava) (@Vinotava) February 5, 2019
"Я думаю, что это ненормально, что в публичных местах в Латвии (в магазине, в транспорте…) с чужим человеком говорят на русском", — делится мнением кулинарный блогер Линда Мазуре.
Kas Latvijā latviski atsakās runāt, tam pēc likuma pilsonību nost un no Latvijas ārā!
— Druvvaldis Saulkalns (@Latvju_Patriots) February 5, 2019
"Кто отказывается в Латвии говорить на латышском, у тех по закону отнимать гражданство и выгонять их из Латвии!" — считает пользователь под ником Druvvaldis Saulkalns.
Tieši tamdēļ esmu jau kādu laiku uzsācis akciju publiskajā apkalpošanas sfērā akciju. “Uzrunā mani svešvalodā, paliec bez dzeramnaudas”.
— Mans (@viedoklis2) 6 февраля 2019 г.
Divi jau ir palikuši.
"Именно поэтому я уже какое-то время начал акцию в общественной сфере обслуживания. "Заговори со мной на иностранном языке, останься без чаевых". Двое уже остались", — сообщает свой метод борьбы пользователь Mans.
To tad vajag pateikt arī sejā. Lai zina. Bet ar naudu var labi izaudzināt. Agrāk taksistiem, kuri spītīgi nerunāja latviski, brauciena beigās uzdevu jautājumu latviešu valodā: vai varēsiet izdot no desmitnieka? 100% visi atbildēja latviski. Jāaudzina!
— oskars (@oskarsvizbulis) February 6, 2019
"Это надо говорить и в лицо. Пусть знают. Но деньгами хорошо воспитывать. Раньше таксистам, которые упрямо не говорили по-латышски, в конце поездки задавал вопрос на латышском: сдача с десятки будет? 100% все отвечали по-латышски. Воспитывать!" — поддерживает его Оскарс.
Viņi visi runā latviski, galvenais pirmajam nepadoties, iztrurēt tās 15 sekundes kamēr otrs saprot ka ar krievu valodu ar šo čali neies cauri. Bet es arī neuzstāju pāriet uz LV, ja turpinās dialogs LV/RU tad arī turpinās. Bet pamatā tas pāriet uz LV/LV.
— Mans (@viedoklis2) February 6, 2019
"Они все говорят по-латышски, главное — первому не сдаться, выдержать эти 15 секунд, пока второй поймет, что с русским языком с этим парнем не справиться. Но я не настаиваю переходить на LV, если продолжается диалог LV/RU, пусть так и будет. Но в основном он переходит на LV/LV", — отвечает ему Mans.
Любопытно, что досталось и ведущему передачи телеканала Riga 24: владелец даугавпилсского бара Андрей Файбушевич обозвал его лохом за то, что тот вообще спросил Иесалниекса о предприятиях, в которых обслуживают русских.
Nezinot jūs, man veltīto "atsaldenis" uzskatīšu par komplimentu. Mums daudz uzņēmumu, kuru mērķauditorija ir krievvalodīgie. Vismaz divas ienākošā tūrisma aģentūras, pāris bankas, grāmatnīcu tīkls, restorāni. Loģiski, ka viņiem nepieciešams darbinieks ar krievu valodas zināšanām.
— Frederiks Ozols (@incaustum) February 5, 2019
"Не зная вас, предназначенное мне "отморозок" буду считать комплиментом. У нас много предприятий, целевая аудитория которых — русскоязычные. Как минимум две туристические фирмы, пара банков, сеть книжных, рестораны. Логично, что им необходимы работники со знанием русского языка", — попытался оправдаться Фредерик Озолс.
https://t.co/8aV0tdxmeG Tieši no Krievijas iebrauc absolūti lielākais skaits tūristu. Turklāt daļa no iekšējiem tūristiem arī ir krieviski runājošie. Vai uzņēmējs drīkst prasīt, lai jaunietis prot krievu valodu? Drīkst. To, cik pamatoti prasa, uzrauga (?) Valsts Darba inspekcija.
— Frederiks Ozols (@incaustum) February 5, 2019
"Именно из России приезжает абсолютное большинство туристов. К тому же часть внутренних туристов тоже русскоговорящие. Может ли предприниматель требовать, чтобы парень понимал русский язык? Может. Столько, сколько обоснованно требует, надзирает (?) государственная трудовая инспекция", — добавил журналист, приложив к своему твиту ссылку на статистические данные.
Еще несколько комментаторов также попытались возразить ярым защитникам латышского языка.
Un kā ar obligātām angļu valodas zināšanām?
— Edgars Lejnieks (@EdgarsLejnieks) February 5, 2019
"А как быть с требованием обязательного английского языка?" — попытался уточнить у национально озабоченной публики некий Эдгарс Лейниекс, но его вопрос остался без ответа.
“Man netraucē, ja krievi savā starpā Latvijā publiski sarunājas krievu valodā”. Jūs pati redzat savu augstprātību?
— Taleek Lee (@bluewax1) February 5, 2019
В свою очередь пользователь под ником Taleek Lee поинтересовался, не видит ли Иесалниекс своего высокомерия, когда говорит, что "мне не мешает, когда русские говорят между собой по-русски в Латвии". Но ему ответили, что во всем виноваты странные вопросы журналиста.