РИГА, 25 янв — Sputnik, Андрей Солопенко. Обсуждая латвийские внешнеполитические приоритеты, депутаты Сейма дискутировали о безопасности, единстве ЕС, миграционных вызовах, ну и, естественно, куда же без этого, о "российской угрозе".
Как обычно, в конце января латвийские парламентарии собрались на заседание, чтобы заслушать ежегодный доклад министра иностранных дел, посвященный проделанной и планируемой деятельности государства в вопросах внешней политики. Глава МИД Латвии рассказал, каковы основные цели страны и чего ей следует опасаться, а также получил ряд критических замечаний от многих депутатов, несогласных с его позицией.
Вызовы международной стабильности
По мнению Эдгарса Ринкевичса, сохранившего пост министра иностранных дел, нынешний 2019 год станет годом вызовов для стабильности международной системы. По его словам, в мире на первый план выдвигаются новые центры силы, что может изменить соотношение сил во многих регионах планеты. Глава МИД считает, что это окажет прямое или косвенное влияние на Евросоюз, а с ним и на Латвию.
"Китайская политическая, экономическая и военная мощь стремительно растет, что существенно влияет не только на всю Азию и Океанию, но и на другие регионы.
Во многих точках Африки и Ближнего Востока мир дестабилизирует исламский фундаментализм. Ближний Восток и в ближайшем будущем останется одним из вызовов безопасности, а новые миграционные потоки могут прямо повлиять на Европу. В данный момент ЕС так и не нашел свою роль в регионе Ближнего Востока – эта роль только уменьшается и все больше напоминает смотрящего со стороны", – отметил министр.
Как заметил Ринкевичс, большое влияние окажет процесс выхода Великобритании из ЕС, так как до сих пор не ясно, на каких условиях он будет происходить. Политическое будущее ЕС определят выборы в Европарламент, которые пройдут в мае этого года, и последующее утверждение Европейской комиссии.
"Уже сейчас на выборах в Европарламент о себе открыто заявляют радикально антиевропейские силы, чтобы в случае победы ослабить Европейский союз изнутри", – указал он.
Вопросы безопасности все еще играют важную роль во внешней и внутренней политике Латвии, и, как особо отметил Ринкевичс: "Латвия продолжит усиливать свою внешнюю и внутреннюю безопасность, выступая за сохранение и развитие нынешней международной системы".
Хотим в Совбез ООН
Как указывает министр, Латвия будет активно выступать за единый и безопасный Евросоюз после ухода Великобритании, а также усиливать тесные отношения с США, Канадой и другими странами НАТО. Также, как заявил Ринкевичс, Латвия поддержит своих предпринимателей в поиске новых возможностей экспорта, а с помощью закона о диаспоре усилит связь со своими соотечественниками, проживающими за рубежом.
Инструментом для этого он видит избрание Латвии в Совбез ООН.
"Латвия заслужила глобальную узнаваемость и влияние. И именно поэтому, в целях национальной безопасности Латвии, усиления существующего партнерства и улучшения способностей дипломатических служб, для нашей страны важно получить место непостоянного члена Совета Безопасности ООН с 2026 по 2027 год, и эту работу нужно начинать уже сейчас, потому что избрание не будет легким процессом", – отметил Ринкевичс.
По его словам, это принесет стране определенные выгоды: поможет предпринимателям найти контакты и прорекламировать свои продукты и услуги, а также умножит узнаваемость государства, в том числе и в тех регионах, где имя Латвии является малоизвестным.
Кроме этого, как заметил министр: "Членство в Совете Безопасности ООН является наилучшим подтверждением суверенитета государства, так как только члены Совбеза участвуют в решении важных мировых вопросов безопасности".
Трибуна для критики России
Однако думается, что Латвия хочет быть в числе членов Совбеза ООН не для того, чтобы усилить узнаваемость страны, а чтобы получить высокую трибуну, с которой Латвия будет постоянно критиковать Россию, что пока у нее хорошо получается делать только в Сейме. И если Ринкевичс лишь упомянул о сложных отношениях с Россией, указав, что для Латвии неприемлема "российская политика информационной войны", другие депутаты позволили себе куда более нелицеприятные обвинения.
Так, например, спикер Сейма Инара Мурниеце указала, что размещение российских ракет "Искандер" в Калининградской области свидетельствует о высоких рисках безопасности в Европе, а новоизбранный премьер-министр Кришьянис Кариньш прямо назвал российскую внешнюю политику "агрессивной". Также отличился и депутат Эдвинс Шноре, отметив, что высылка в 2017 году российских журналистов из Эстонии была оправданной, и призвав латвийских дипломатов повышать осведомленность своих западных коллег о политике России. Тогда как Александрс Кирштейнс предположил, что Россия может "вторгнуться" в Беларусь.
Нынешний министр обороны Артис Пабрикс пошел еще дальше и обвинил Россию в том, что она организовала массовые погромы и кибернападения в Эстонии более десяти лет назад, а также пыталась организовать переворот в Черногории в 2016 году. Кроме этого, он обвинил Россию еще во многих преступлениях, но никаких доказательств и уж тем более решения международного трибунала так и не привел. Можно представить, какие еще обвинения будут звучать из уст латвийских политиков в отношении России, если Латвия, пусть даже на год, станет членом Совета Безопасности ООН.
Говорить легче, чем работать
В то же время депутат от "Согласия" Николай Кабанов указал, что потуги Латвии выставить Россию виновной во всех грехах не дадут нужного результата.
"Всем депутатам, которые сегодня негативно высказывались о России, я хочу сказать: вы плохо информированы. Латвия не входит ни в первый, ни во второй приоритет глобального игрока. Россия больше изучает страны Латинской Америки, чем Латвию", – заявил он.
Представляется, что обвиняющие Россию депутаты просто хотят, чтобы их заметили, ведь никакими другими делами они похвастаться не могут. На это прямо указал Иварс Зариньш, спросив Ринкевичса, какова позиция министерства по вопросу рельс на Реньге и как оно собирается решать этот спор между Латвией и Литвой.
Однако никакого ответа по этому вопросу он так и не получил, что и понятно, ведь тогда бы министерству пришлось признать, что сотрясать воздух обвинениями в адрес России намного легче, чем решать конкретные проблемы, важные для развития страны.