РИГА, 23 янв — Sputnik. Создание единой для Латвии и Эстонии системы депозита тары - самый амбициозный совместный проект двух стран после Rail Baltica, и может принести столько же проблем, сколько и балтийская железная дорога, пишет Postimees.
Помимо снижения доходов бюджета и разорения приграничных сельских магазинов, алкотуризм в Латвию приносит Эстонии еще одну, реже обсуждаемую, головную боль: что делать со 100 млн бутылок и алюминиевых банок, которые эстонцы ежегодно привозят в страну из Латвии.
В Эстонии с 2005 года действует система депозита тары - специальные автоматы возвращают 10 центов за каждую пустую емкость. В Латвии нет ничего похожего. Более того, латвийские банки и бутылки не совместимы с эстонской системой - никто не внес за них депозит. Поэтому их просто выбрасывают в лесу, на обочинах дорог или на берегах рек и озер, где они загрязняют эстонскую природу.
Министерство окружающей среды предложило неожиданное решение: создать совместную эстонско-латвийскую систему депозита тары, первую в Евросоюзе, чтобы латвийские бутылки стали совместимы с эстонскими автоматами по приему тары, и наоборот.
Однако член правления одного из крупнейших пивоваренных заводов Эстонии Saku Brewery Яан Хярмс считает, что приводить в соответствие надо не системы депозита тары, а акцизную политику двух стран, и тогда проблема исчезнет сама собой. По его мнению, главное препятствие на пути амбициозного проекта - различное законодательство двух стран.
"Предположим, что в обеих странах депозит будет равен 10 центам. Что будет, если Сейм Латвии решит поднять его до 15-20 центов? Нам придется сделать так же, но как мы сможем заставить Рийгикогу или правительство утвердить такое решение?" - спрашивает Хярмс.
Директор другой крупной эстонской пивоварни A. Le Coq Тармо Нооп также считает, что от совместной системы депозита тары не будет толка: слишком сложно объединить усилия производителей алкоголя из двух стран. Хватило бы и запуска в Латвии собственной системы депозита тары.
Сейм Латвии обсудит создание в стране системы депозита упаковки в этом году.
Организацией системы депозита тары в Эстонии занимается компания Eesti Pandipakend. Член ее правления Каупо Карба выступает за создание совместной системы, но предупреждает, что это может означать дополнительные расходы, которые, в конечном счете, лягут на плечи потребителя.
К примеру, сейчас эстонские производители напитков используют единый штрихкод для всех стран, а в будущем им придется добавить еще один, только для Латвии и Эстонии, иначе расчеты между двумя странами безнадежно запутаются. Придется печатать дополнительные этикетки, заботиться о раздельном хранении и транспортировке напитков. Также нужно будет переделать автоматы для приема тары и занести в систему новые виды упаковки.
Министр окружающей среды Сийм Кийслер рассказал, что министерство надеется создать систему, в которой производители двух стран смогли бы выпускать товары одинаковыми этикетками, с помощью цифровых технологий.
"К тому же, было бы разумно для эстонских потребителей сдавать тару в Эстонии, а не везти ее обратно через границу", - говорит он.
Однако министр согласен, что задача не выглядит легкой. Прежде всего, надо ввести систему депозита тары в Латвии, затем договориться о единой стоимости депозита и решить, каким образом будут производиться взаиморасчеты между странами.
"Мы не можем допустить, чтобы эстонские предприниматели финансировали систему в Латвии", - говорит он.
Но зачем, все-таки, нужна такая система?
"Прежде всего, мы решим проблемы окружающей среды, возникающие из-за того, что пустую упаковку выбрасывают в неподходящих местах, а не перерабатывают", - объясняет министр.
Министры окружающей среды Латвии и Эстонии намерены обратиться в Европейский фонд регионального развития, чтобы попросить помощи в создании системы. Они хотят представить свой проект в ЕС в первой половине этого года и запустить систему в 2022 году.