Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Стивидор: грузы из РФ кончатся, Латвии надо готовиться, а не обижаться

Подписаться
Лиепайские стивидоры пока что могут рассчитывать на перевалку нишевых грузов, но в перспективе нужно организовывать на территории порта производство, считает бизнесмен Гатис Светиньш

РИГА, 23 янв — Sputnik. Российские грузы для латвийских стивидоров иссякнут, вопрос лишь стопроцентно или нет, и обижаться тут не на что – зачем отдавать грузы другим, если есть возможность развивать собственные порты, заявил член правления компании LSEZ SIA Ekers Stividors LP, работающей в порту Лиепаи, Гатис Светиньш.

В один прекрасный день Россия может вообще прекратить транзит не только через Латвию, но и через все страны Балтии, допускает Светиньш.

"Обижаться тут не на что, это вполне логично, любая страна на месте России делала бы то же самое. Зачем отдавать другим свои грузы? Это не политика, а экономика, хотя, конечно, доля политики тут тоже есть", - цитирует бизнесмена LSM.

Независимый эксперт-аналитик Евгения Зайцева - Sputnik Латвия
Зайцева: Латвии придется договариваться с Россией, чтобы привезти грузы

Светиньш считает, что в итоге российские грузы для латвийских стивидоров иссякнут, вопрос лишь — стопроцентно или нет.

По его мнению, в перспективе в Латвии могут остаться какие-то позиции российских грузов — такие, которые российским стивидорам будут неинтересны ввиду сложности обработки или необходимости создания новой инфраструктуры и в итоге — рентабельности.

Эта перспектива заставляет латвийских стивидоров все время искать новых партнеров и заниматься реконструкцией терминалов. Однако "чистый" транзит, по мнению Светиньша, постепенно теряет свою привлекательность.

"Сейчас у нас в Лиепае соотношение местных и транзитных грузов примерно 50 на 50. Мы хотим больше ориентироваться на наши грузы. Может быть, на производственные. И у нас есть видение, как это соотношение улучшить — привлекать партнеров, строить дополнительные складские помещения и так далее. Мне кажется, в отдаленной перспективе упор может быть сделан на производство именно на территории порта", - сказал Светиньш.

Он пояснил, что сегодня земля на территории порта довольно рентабельна, поэтому все производства, которые пытались начать там работу, не выдерживали конкуренции. Однако при снижении потока транзитных грузов, производству будет легче закрепиться на портовых территориях, считает он. Практика, когда внутри портового терминала строится  перерабатывающий завод, который получает сырье или отгружает продукцию, очень распространена в Европе, добавил Светиньш.

"Я думаю, что при уменьшении транзита в этом есть какой-то потенциал: создавать какие-то специфические перерабатывающие предприятия, связанные с водой, железнодорожной инфраструктурой, выпускающие продукцию на экспорт", - сказал Светиньш.

По его словам, его компания, как и другие стивидоры в Лиепае, уже занимается проектами реконструкции в помещениях - но уже не под склады, а, скорее, под производство с добавленной стоимостью.

Разгрузка железнодорожного вагона с зерном - Sputnik Латвия
Жители "сторожат" разгрузку угля и зерна в Лиепае

Транзитный сектор Латвии лишился значительного объема грузов из-за намерения России развивать собственную инфраструктуру на Балтике, а также увеличивать провозную способность железной дороги Ленинградской области. По данным организации "Балтийская ассоциация — транспорт и логистика", за четыре года железнодорожные перевозки сократились на 23%, оборот портов Латвии — на 16%, а народное хозяйство потеряло по крайней мере 132 миллиона евро.

По мнению экспертов, ситуация в латвийском секторе транзита может ухудшиться еще больше — после того, как в России будут достроены специализированные терминалы.

Так, в морском порту Усть-Луга в Кингисеппском районе Ленинградской области в ближайшее время появятся три новых терминала — по переработке зерна, пищевых продуктов, а также генеральных и сыпучих грузов. Принимающая способность новых портовых объектов превысит 1100 вагонов в сутки, или 20-25 миллионов тонн грузов в год.

Также на берегу Кольского залива начато строительство комплекса перегрузки угля "Лавна". Развитие портовой инфраструктуры в Мурманске, по оценкам экспертов, позволит увеличить объемы экспорта угля, перевести грузопотоки из портов Прибалтики (уголь составил основу перевалки грузов в крупнейшем в Латвии Рижском свободном порту, а также в Вентспилсском порту в 2017 году) на российские порты и освоить новые рынки сбыта. Кроме того, это позволит повысить транзит угля из Казахстана, возможности которого ограничены дефицитом специализированных мощностей.

Лента новостей
0